Получи документы

Программа шахматного кружка «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста

Иминат Хаирова
Программа шахматного кружка «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

ПРОГРАММА

ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Срок реализации 1 год

г. Мегион

2020

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».

И. Гете.

Темочки:

«Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести

или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

полезных в человеческой жизни».

Бенджамин Франклин.

Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год.

Содержание программы соответствует психолого-возрастным особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практическую составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность. Дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с шахматными фигурами. В процессе освоения программы организуются различные дидактические игры, викторины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости программы

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т. п., но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Цель программы :

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы :

Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.

Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.

Для закрепления знаний используются дидактические задания.

В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы шахматного кружка «Умники и умницы» требует наличия кабинета «Шахматы».

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.

С целью формирования элементарной ИКТ- культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.

Оборудование кабинета:

• дидактические игры для обучения игре в шахматы;

• наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

• демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

• настольные шахматы разных видов;

шахматные столы;

шахматные часы;

• обучающиевидеоуроки по шахматам;

• симуляторы игр;

• уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

• родительский уголок «Шахматы».

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

• знать краткую историю возникновения шахмат;

• иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

• различать и называть шахматные фигуры;

• правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

• иметь представление об элементарных правилах игры.

План:

Сентябрь 2. Вводное занятие.

3. Знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы"

4. Продолжить знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы"

Октябрь 1. Знакомство с шахматной доской, просмотр мультфильма

"Фиксики играют в шахматы"

2. Знакомство с шахматной доской (повторение)

3. Знакомство с шахматной армией. Рассказы воспитателя о шахматных фигурах.

4. Просмотр презентации «Веселые шахматные фигуры»

Ноябрь 1. Расстановка фигур на доске. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы"

2. Дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что общего и чем отличается"

3. Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске.

4. Горизонтали и вертикали.

Декабрь

1. Рисование шахматной доски «В гости к Горизонталику»

2. Знакомство с фигурами. Пешки-пехота. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

3. Игра пешками. Д/и "Кто быстрее расставит пешки" "Сколько фигур в пехоте", "Сколько клеток на шахматной доске для пехоты"

4. Знакомство с фигурами. Кони-конница

Январь 2. Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые». Игра конницей «Прыг-скок»

3. Знакомство с фигурами. Слоны-войско на слонах.

4. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». Практическое занятие.

Февраль 1. Практические игры «Кони против Слона»

2. Практические игры «Защита короля»

3. Практические игры «Пешечный бой»

Март 1. Просмотр мультфильма "Фиксики играют в шахматы"

2. Знакомство с фигурами. Ладьи-это лодки.

3. Игра ладьёй. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья"

4. Чтение дидактической сказки (отрывка) «В стране шахматных чудес» (дискуссия)

Апрель 1. Знакомство с фигурами. Ферзь- полководец.

2. Игра сильнейших – ферзь.

Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь".

3. Знакомство с фигурами. Король- генерал армии.

4. Разучить правило «Королей не уничтожают». Практическое занятие.

Май 1. Путешествие шахматных фигур по шахматной доске.

2. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы"

3. Дидактические игры, "Найди фигуре место на доске", " Кто быстрее расставит всё войско".

4. Практические занятия.

Июнь 1. Знакомство «Шахматные часы»

2. Шахматный досуг

3. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина

4. Практические занятия.

Июль 1. Выставка рисунков «Чудесные фигуры»

2. Отгадывание загадок про шахматы

3. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

4. Практические занятия.

Август 1. Лепка «Шахматные фигуры»

2. Шахматный досуг

3. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки"

4. Практические занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М. : Педагогика, 1991;

2. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/ Д: Феникс, 2004;

3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М. : Астрель; АСТ, 2000;

4. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст] : учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;

5. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст] : пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе «Умники и умницы»Фотоотчет о конкурсе «Умники и умницы» Конкурс направлен на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявление одаренных, талантливых детей, обладающих.

Фотоотчет о проведении викторины «Умники и умницы»Фотоотчет о проведении викторины «Умники и умницы» Сегодня в нашем детском саду прошла интеллектуальная викторина "Умники и умницы"-2024 среди воспитанников подготовительных групп "Пчёлки".

Фотоотчёт о конкурсе «Умники и умницы» в дистанционном режимеФотоотчёт о конкурсе «Умники и умницы» в дистанционном режиме Добрый вечер, уважаемые коллеги. Сегодня на базе нашего дошкольного учреждения прошёл муниципальный конкурс в дистанционном режиме "Умники.

Игра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 летИгра-викторина «Умники и умницы» для детей 5–7 лет Игра-викторина "УМНИКИ И УМНИЦЫ"для детей 5-7 лет. Игра предназначена для небольшой компании от двух до шести человек. Задачи: -систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа шахматного кружка «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 14:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа шахматного кружка «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Иминат Хаирова (УИ 1113289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД