Мозгалева Анна Борисовна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: реализация содержания части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» через ознакомление с содержанием культурных практик парциальной программы Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к народной культуре через знакомство и понимание фольклорных литературных жанров (потешного фольклора): скороговорок, небылиц, потешек.
2. Развивать речь детей посредством разучивания и проговаривания потешек и скороговорок.
3. Знакомить детей со значением слов, которые использовались людьми в старину: лыко, хата, овес, обогащая пассивный словарь детей.
4. Формировать умение отгадывать загадки о весне.
Средства: музей «Русская изба», костюм Хозяюшки, костюм Кузи, музыкальная колонка с ауди - файлом русских народных мелодий, динамическая пауза: «Раз дрова, два дрова, три дрова».
Способы: Мотивация к предстоящей деятельности - приглашение Хозяюшкой на посиделки в музей «Русская изба».
Поддержание и оптивация познавательной речевой деятельности: появление Кузи, обсуждение содержаний небылиц, загадывание загадок, разучивание новых и проговаривание знакомых скороговорок, вопросы поискового характера, пояснение, поощрение, уточняющие вопросы.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
(Воспитатель одевается в образ Хозяюшки, приходит в группу).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в кого я сейчас перевоплотилась?
Дети: В Хозяюшку.
Воспитатель: А как вы узнали (ответы детей)
Хозяюшка: да, ребята, в старину все женщины носили рубаху, сарафан (длинную юбку, передник, платок.
Ребята, я не зря сегодня перевоплотилась в Хозяюшку. Я снова вас приглашаю в гости в «Русскую избу».
Хозяюшка: хотели бы вы пойти ко мне в гости (ответы детей)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Хозяюшка: проходите, присаживайтесь рядком, поговорим ладком.
- Совсем недавно мы с вамиговорили о каком времени года?
Дети: о весне.
Хозяюшка: раньше считалось, что весна сама не придет, ее нужно пригласить, вот люди и зазывали весну. А для этого, ребята, что делали в каждом доме?
(ответы детей: пекли жаворонков, говорили заклички)
Хозяюшка: Молодцы, ребята, что вы вспомнили.
Чтобы ускорить приближение весны, тепла, люди придумали обряд - закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам и пели специальные песенки - заклички. В каждом доме пекли из теста фигурки жаворонков. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать:
Жаворонки, мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне,
Весну красную.
Хозяюшка: Ребята очень много было народного фольклора.
(звучит русская народная музыка, задорная).
(Появляется Кузя, запнулся)
Хозяюшка: Кузя, ну ты что везде всегда торопишься?
Кузя: ой, я как, услышал, что дети к тебе в гости идут, мне так захотелось посмотреть на них, вот и торопился.
Услышал, как говорят, да смеются, вот и захотел узнать, что так сегодня ребят рассмешило в избе Хозяюшки.
Хозяюшка: ну, ты как раз, Кузя, успел вовремя. Ведь сегодня я ребят пригласила снова поговорить о фольклоре, но не о простом, а о потешном фольклоре.
В старину говорили, что потешаться – это значит веселиться, радоваться, а иногда даже смеяться в голос. Мы сегодня, Кузя, знакомимся с потешным фольклором. Это такое устное народное творчество, которое люди называют: скороговорки, небылицы, потешки. Вот сегодня я хотела познакомить детей с таким фольклором.
Скороговорки появились в глубокой древности. Они помогают вырабатывать ясную четкую дикцию. Скороговорки люди должны были проговаривать очень быстро и отчетливо. Но не всегда это получалось, и было, кстати, забавно, люди смеялись.
Хозяюшка: Кузя, ребята, послушайте внимательно, какую я сейчас произнесу скороговорку:
«ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ»
Хозяюшка: А теперь, ребята, давайте вместе попробуем сказать медленно. (Заслушивается двое детей).
Хозяюшка: А теперь ты, Кузя.
Кузя: от потота покыт пыль пылю летит.
Ой, что – то у меня не получается сказать скороговорку, Хозяюшка.
Хозяюшка: знаешь, почему у тебя, Кузя, не получается?
Кузя: нет!
Хозяюшка: нужно скороговорку сначала выучить, проговорив ее медленно несколько раз.
Кузя: да? Я и не знал, Хозяюшка. Не зря я к вам в гости пришел.
Хозяюшка: Ребята, как нужно скороговорки учить?
(Заслушиваются ответы двух-трех детей).
Кузя: А я тоже знаю одну скороговорку. Послушайте, ребята и попробуйте за мной сказать:
«НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА»
Хозяюшка: вот это да, у тебя здорово получилось.
(заслушивается один ребенок, который сказал сначала медленно, а потом быстро).
Хозяюшка: А ребята у нас тоже знают. Кто хочет Кузе их рассказать?
(Заслушиваются от лица детей следующие скороговорки):
1. СЫВОРОТКА ИЗ - ПОД ПРОСТОКВАШИ.
Хозяюшка: А сейчас мы, Кузя, под скороговорку будем выполнять веселые движения. Оказывается, что скороговорки не только можно слушать, но и выполнять под них движения.
2. РАЗ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА.
Хозяюшка: А теперь ты, Кузя, повтори за Ксюшей.
(Кузя проговаривает, опять торопится, у него не получается)
Хозяюшка: А еще, Кузя, есть такой потешный фольклор – НЕБЫЛИЦЫ.
Небылицы – это, чего на самом деле не бывает. Мы с ребятами про небылицы уже говорили. И сегодня я скажу новую небылицу.
Лыко мужиком подпоясано.
Ехала деревня мимо мужика
- Глядь, из-под собаки лают ворота.
- Тпру -у - сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в хату,
А мужик стоял.
Лошадь ела сало,
А мужик овес.
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
Хозяюшка: Кузя, какие не знакомые слова ты услышал?
Кузя: Я услышал слова: ЛЫКО, ПОДПОЯСАНО, и я не знаю, что они обозначают.
Хозяюшка: А я тебе, Кузя, сейчас расскажу и вы, ребята, послушайте. Лыко — это внутренняя часть коры. Из лыка можно плести лапти. ХАТА – это дом, изба такая. Я знаю это слово. А еще, наверное, не все знают, что такое ОВЕС. Он растет в поле, из него делают овсяную кашу.
Хозяюшка: Ребята, Кузя, давайте я еще разочек прочитаю, а вы мне скажете, что необычного вы услышали в этой небылице.
(Заслушиваются ответы детей).
Хозяюшка: А ты, Кузя, что необычного услышал в этой небылице?
Кузя: А услышал я то, что, как это деревня может ехать, а ворота лаять? Да и лошадь говорить не умеет, садиться в сани не может, сало не ест… Хозяюшка, что это ты тут наговорила?
Хозяюшка: вот, Кузя, это и есть такой потешный фольклор. Мы с вами послушали скороговорки и небылицы. А еще есть ПОТЕШКИ.
Потешки – это веселая народная песенка или маленькое стихотворение. В потешке есть смешные слова, которые веселили детей, чтобы они не грустили и не плакали.
Мы с ребятами знаем потешки и сейчас устроим веселые соревнования: «Кто лучше прочитает потешку». Послушай, Кузя!
(дети читают потешки):
Потешки:
1. Ай, гу-гу, ай, гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь.
2. В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями крыта,
Ограда кругом - пироги с творогом.
(Кузя слушает, смеется)
Кузя: ну и потешки у вас! Веселые!
Хозяюшка: Кузя, а мы уже знаем, что когда ты приходишь в гости, то всегда приносишь подарки.
Кузя: ой, я совсем забыл! Развеселился тут с вами.
Вот я вам принес сундук с загадками.
Хозяюшка: спасибо, Кузя.
Ой, ребята, а загадки не простые, а о весенних явлениях.
(Хозяюшка зачитывает).
Загадки:
1. Стучит в окошко
Долгий Ерошка. (Дождь).
Хозяюшка: Кто же такой Ерошка, Кузя?
Кузя: так отгадка с обратной стороны листа. Ой, а где она? Куда потерялась?
Хозяюшка: Кузя, ты нам скажи, что же это?
Кузя: Дождь!
Хозяюшка: А теперь проверим другие загадки.
2. Девица круглолица,
Всему свету светлица. (Солнце).
3. Уж не солнце ль виновато
Что висит на небе вата? (Облака).
Хозяюшка: Чтобы Кузя не расстраивался, давайте, ребята, поможем ему вернуть отгадки и поиграем в игру «Кто быстрее нарисует».
Андрей, Дима, нарисуйте Кузе дождик.
Василиса, ты нарисуй солнце, а Илья – лучики.
Ксюша, нарисуй Кузе облака.
Но, помните – здесь нужно все делать быстро. Таковы правила игры. Давайте покажем Кузе, как мы умеем делать задание быстро.
(Дети рисуют).
Хозяюшка: вот тебе, Кузя, от ребят подарки (отгадки). Они очень старались, чтобы порадовать тебя.
Кузя: спасибо, ребята!
РЕФЛЕКСИЯ
Хозяюшка: вот, ребята, сколько мы сегодня услышали потешного фольклора. Кузя, а запомнил ли ты, какой бывает потешный фольклор?
Кузя: как, какой? Веселый!
Хозяюшка: Ребята, давайте Кузе скажем, какой бывает потешный фольклор. (Заслушиваются ответы детей).
Кузя: вот теперь я запомнил! Загостился я у вас, а у меня дел много, побегу, до свидания!
Хозяюшка: да и мне вас, ребята, надо провожать в группу, потому что скоро за вами мамы и папы придут.
Список информационных источников
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 304с. : ил.