Папки-передвижки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Мозгалева Анна Борисовна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: реализация содержания части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» через ознакомление с содержанием культурных практик парциальной программы Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к народной культуре через знакомство и понимание фольклорных литературных жанров (потешного фольклора): скороговорок, небылиц, потешек.

2. Развивать речь детей посредством разучивания и проговаривания потешек и скороговорок.

3. Знакомить детей со значением слов, которые использовались людьми в старину: лыко, хата, овес, обогащая пассивный словарь детей.

4. Формировать умение отгадывать загадки о весне.

Средства: музей «Русская изба», костюм Хозяюшки, костюм Кузи, музыкальная колонка с ауди - файлом русских народных мелодий, динамическая пауза: «Раз дрова, два дрова, три дрова».

Способы: Мотивация к предстоящей деятельности - приглашение Хозяюшкой на посиделки в музей «Русская изба».

Поддержание и оптивация познавательной речевой деятельности: появление Кузи, обсуждение содержаний небылиц, загадывание загадок, разучивание новых и проговаривание знакомых скороговорок, вопросы поискового характера, пояснение, поощрение, уточняющие вопросы.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(Воспитатель одевается в образ Хозяюшки, приходит в группу).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в кого я сейчас перевоплотилась?

Дети: В Хозяюшку.

Воспитатель: А как вы узнали (ответы детей)

Хозяюшка: да, ребята, в старину все женщины носили рубаху, сарафан (длинную юбку, передник, платок.

Ребята, я не зря сегодня перевоплотилась в Хозяюшку. Я снова вас приглашаю в гости в «Русскую избу».

Хозяюшка: хотели бы вы пойти ко мне в гости (ответы детей)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Хозяюшка: проходите, присаживайтесь рядком, поговорим ладком.

- Совсем недавно мы с вамиговорили о каком времени года?

Дети: о весне.

Хозяюшка: раньше считалось, что весна сама не придет, ее нужно пригласить, вот люди и зазывали весну. А для этого, ребята, что делали в каждом доме?

(ответы детей: пекли жаворонков, говорили заклички)

Хозяюшка: Молодцы, ребята, что вы вспомнили.

Чтобы ускорить приближение весны, тепла, люди придумали обряд - закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам и пели специальные песенки - заклички. В каждом доме пекли из теста фигурки жаворонков. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать:

Жаворонки, мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принесите ко мне,

Весну красную.

Хозяюшка: Ребята очень много было народного фольклора.

(звучит русская народная музыка, задорная).

(Появляется Кузя, запнулся)

Хозяюшка: Кузя, ну ты что везде всегда торопишься?

Кузя: ой, я как, услышал, что дети к тебе в гости идут, мне так захотелось посмотреть на них, вот и торопился.

Услышал, как говорят, да смеются, вот и захотел узнать, что так сегодня ребят рассмешило в избе Хозяюшки.

Хозяюшка: ну, ты как раз, Кузя, успел вовремя. Ведь сегодня я ребят пригласила снова поговорить о фольклоре, но не о простом, а о потешном фольклоре.

В старину говорили, что потешаться – это значит веселиться, радоваться, а иногда даже смеяться в голос. Мы сегодня, Кузя, знакомимся с потешным фольклором. Это такое устное народное творчество, которое люди называют: скороговорки, небылицы, потешки. Вот сегодня я хотела познакомить детей с таким фольклором.

Скороговорки появились в глубокой древности. Они помогают вырабатывать ясную четкую дикцию. Скороговорки люди должны были проговаривать очень быстро и отчетливо. Но не всегда это получалось, и было, кстати, забавно, люди смеялись.

Хозяюшка: Кузя, ребята, послушайте внимательно, какую я сейчас произнесу скороговорку:

«ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ»

Хозяюшка: А теперь, ребята, давайте вместе попробуем сказать медленно. (Заслушивается двое детей).

Хозяюшка: А теперь ты, Кузя.

Кузя: от потота покыт пыль пылю летит.

Ой, что – то у меня не получается сказать скороговорку, Хозяюшка.

Хозяюшка: знаешь, почему у тебя, Кузя, не получается?

Кузя: нет!

Хозяюшка: нужно скороговорку сначала выучить, проговорив ее медленно несколько раз.

Кузя: да? Я и не знал, Хозяюшка. Не зря я к вам в гости пришел.

Хозяюшка: Ребята, как нужно скороговорки учить?

(Заслушиваются ответы двух-трех детей).

Кузя: А я тоже знаю одну скороговорку. Послушайте, ребята и попробуйте за мной сказать:

«НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА»

Хозяюшка: вот это да, у тебя здорово получилось.

(заслушивается один ребенок, который сказал сначала медленно, а потом быстро).

Хозяюшка: А ребята у нас тоже знают. Кто хочет Кузе их рассказать?

(Заслушиваются от лица детей следующие скороговорки):

1. СЫВОРОТКА ИЗ - ПОД ПРОСТОКВАШИ.

Хозяюшка: А сейчас мы, Кузя, под скороговорку будем выполнять веселые движения. Оказывается, что скороговорки не только можно слушать, но и выполнять под них движения.

2. РАЗ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА.

Хозяюшка: А теперь ты, Кузя, повтори за Ксюшей.

(Кузя проговаривает, опять торопится, у него не получается)

Хозяюшка: А еще, Кузя, есть такой потешный фольклор – НЕБЫЛИЦЫ.

Небылицы – это, чего на самом деле не бывает. Мы с ребятами про небылицы уже говорили. И сегодня я скажу новую небылицу.

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня мимо мужика

- Глядь, из-под собаки лают ворота.

- Тпру -у - сказала лошадь,

А мужик заржал.

Лошадь пошла в хату,

А мужик стоял.

Лошадь ела сало,

А мужик овес.

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Хозяюшка: Кузя, какие не знакомые слова ты услышал?

Кузя: Я услышал слова: ЛЫКО, ПОДПОЯСАНО, и я не знаю, что они обозначают.

Хозяюшка: А я тебе, Кузя, сейчас расскажу и вы, ребята, послушайте. Лыко — это внутренняя часть коры. Из лыка можно плести лапти. ХАТА – это дом, изба такая. Я знаю это слово. А еще, наверное, не все знают, что такое ОВЕС. Он растет в поле, из него делают овсяную кашу.

Хозяюшка: Ребята, Кузя, давайте я еще разочек прочитаю, а вы мне скажете, что необычного вы услышали в этой небылице.

(Заслушиваются ответы детей).

Хозяюшка: А ты, Кузя, что необычного услышал в этой небылице?

Кузя: А услышал я то, что, как это деревня может ехать, а ворота лаять? Да и лошадь говорить не умеет, садиться в сани не может, сало не ест… Хозяюшка, что это ты тут наговорила?

Хозяюшка: вот, Кузя, это и есть такой потешный фольклор. Мы с вами послушали скороговорки и небылицы. А еще есть ПОТЕШКИ.

Потешки – это веселая народная песенка или маленькое стихотворение. В потешке есть смешные слова, которые веселили детей, чтобы они не грустили и не плакали.

Мы с ребятами знаем потешки и сейчас устроим веселые соревнования: «Кто лучше прочитает потешку». Послушай, Кузя!

(дети читают потешки):

Потешки:

1. Ай, гу-гу, ай, гу-гу,

Не кружись на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Прямо в лужу упадешь,

Мокрый к ужину придешь.

2. В лесочке, в лесочке

Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями крыта,

Ограда кругом - пироги с творогом.

(Кузя слушает, смеется)

Кузя: ну и потешки у вас! Веселые!

Хозяюшка: Кузя, а мы уже знаем, что когда ты приходишь в гости, то всегда приносишь подарки.

Кузя: ой, я совсем забыл! Развеселился тут с вами.

Вот я вам принес сундук с загадками.

Хозяюшка: спасибо, Кузя.

Ой, ребята, а загадки не простые, а о весенних явлениях.

(Хозяюшка зачитывает).

Загадки:

1. Стучит в окошко

Долгий Ерошка. (Дождь).

Хозяюшка: Кто же такой Ерошка, Кузя?

Кузя: так отгадка с обратной стороны листа. Ой, а где она? Куда потерялась?

Хозяюшка: Кузя, ты нам скажи, что же это?

Кузя: Дождь!

Хозяюшка: А теперь проверим другие загадки.

2. Девица круглолица,

Всему свету светлица. (Солнце).

3. Уж не солнце ль виновато

Что висит на небе вата? (Облака).

Хозяюшка: Чтобы Кузя не расстраивался, давайте, ребята, поможем ему вернуть отгадки и поиграем в игру «Кто быстрее нарисует».

Андрей, Дима, нарисуйте Кузе дождик.

Василиса, ты нарисуй солнце, а Илья – лучики.

Ксюша, нарисуй Кузе облака.

Но, помните – здесь нужно все делать быстро. Таковы правила игры. Давайте покажем Кузе, как мы умеем делать задание быстро.

(Дети рисуют).

Хозяюшка: вот тебе, Кузя, от ребят подарки (отгадки). Они очень старались, чтобы порадовать тебя.

Кузя: спасибо, ребята!

РЕФЛЕКСИЯ

Хозяюшка: вот, ребята, сколько мы сегодня услышали потешного фольклора. Кузя, а запомнил ли ты, какой бывает потешный фольклор?

Кузя: как, какой? Веселый!

Хозяюшка: Ребята, давайте Кузе скажем, какой бывает потешный фольклор. (Заслушиваются ответы детей).

Кузя: вот теперь я запомнил! Загостился я у вас, а у меня дел много, побегу, до свидания!

Хозяюшка: да и мне вас, ребята, надо провожать в группу, потому что скоро за вами мамы и папы придут.

Список информационных источников

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 304с. : ил.

Публикации по теме:

Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 08:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Мозгалева Анна Борисовна (УИ 3540501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД