Наталия Александровна Дмитриева
Программа саморазвития педагога «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Публикация «Программа саморазвития педагога „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Цель работы по самообразованию:
Целью работы над данной темой является:
• повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
• систематизация работы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста;
• разработать перспективный план реализации проблемной темы;
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста;
• определить способы приобщения родителей к работе над сенсорным развитием детей раннего возраста;
• проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Ожидаемые результаты:
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
совершенствование образовательного процесса;
улучшение предметной среды, которая способствует сенсорному развитию;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога
Участие в педсоветах, отчет из опыта работы по теме
Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировнка ее основных разделов, размещение методических материалов
2018-2019 учебный год
Сентябрь - май
Повышение профессиональной компетентности и формирование умения анализировать методическую литературу
Изучение программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и научно -методической литературы по теме:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
12. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
13. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Доклад из опыта работы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
2019-2020 учебный год
Сентябрь-ноябрь
Пополнение материала для сенсорного развития детей группы раннего возраста
Разработка перспективного планирования внедрения в практику дидактических игр и пособий по сенсорному развитию детей.
Декабрь
Пополнение материала для планирования работы по организации воспитательно-образовательной работы.
Разработка дидактических игр и пособий.
Пополнение среды дидактическими играми и пособиями, создание картотеки дидактических игр.
Январь - апрель
Активизация творческих способностей педагога.
Разработка конспекта ООД по сенсорному развитию «В гостях у бабушки Арины»
Выступление из опыта работы «Использование дидактических игр и пособий в совместной деятельности детей и педагога».
Май
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей.
Выработка рекомендаций для родителей «Играем вместе».
2020-2021 учебный год
Сентябрь - ноябрь
Создать условия для реализации воспитательно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Организация и пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Внесение нового оборудования – дидактических игр и пособий. Пополнение и обогащение
Декабрь
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей.
Создание папки-передвижки для родителей и педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Январь - февраль
Активизация творческих способностей педагога.
Разработка годового планирования включения дидактических игр в образовательный процесс.
Март-апрель
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди педагогов
Разработка консультаций для педагогов «Игра, как средство развития ребенка».
Май
Пропаганда своего педагогического опыта.
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.