Наталия Александровна Дмитриева
Программа саморазвития педагога «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Цель работы по самообразованию:
Целью работы над данной темой является:
• повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
• систематизация работы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста;
• разработать перспективный план реализации проблемной темы;
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста;
• определить способы приобщения родителей к работе над сенсорным развитием детей раннего возраста;
• проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Ожидаемые результаты:
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
совершенствование образовательного процесса;
улучшение предметной среды, которая способствует сенсорному развитию;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога
Участие в педсоветах, отчет из опыта работы по теме
Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировнка ее основных разделов, размещение методических материалов
2018-2019 учебный год
Сентябрь - май
Повышение профессиональной компетентности и формирование умения анализировать методическую литературу
Изучение программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и научно -методической литературы по теме:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
12. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
13. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Доклад из опыта работы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
2019-2020 учебный год
Сентябрь-ноябрь
Пополнение материала для сенсорного развития детей группы раннего возраста
Разработка перспективного планирования внедрения в практику дидактических игр и пособий по сенсорному развитию детей.
Декабрь
Пополнение материала для планирования работы по организации воспитательно-образовательной работы.
Разработка дидактических игр и пособий.
Пополнение среды дидактическими играми и пособиями, создание картотеки дидактических игр.
Январь - апрель
Активизация творческих способностей педагога.
Разработка конспекта ООД по сенсорному развитию «В гостях у бабушки Арины»
Выступление из опыта работы «Использование дидактических игр и пособий в совместной деятельности детей и педагога».
Май
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей.
Выработка рекомендаций для родителей «Играем вместе».
2020-2021 учебный год
Сентябрь - ноябрь
Создать условия для реализации воспитательно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Организация и пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Внесение нового оборудования – дидактических игр и пособий. Пополнение и обогащение
Декабрь
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей.
Создание папки-передвижки для родителей и педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Январь - февраль
Активизация творческих способностей педагога.
Разработка годового планирования включения дидактических игр в образовательный процесс.
Март-апрель
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди педагогов
Разработка консультаций для педагогов «Игра, как средство развития ребенка».
Май
Пропаганда своего педагогического опыта.
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.