Татьяна Карпина
Программа саморазвития «Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у дошкольников посредством игр«
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
воспитателя
Карпиной Татьяны Александровны
МДОУ Детский сад «Колосок» Д. Большие Мосты Ковернинского района Нижегородской области.
«Предмет математики настолько
Серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным»
Б. Паскаль
Тема саморазвития :
«Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания»
Публикация «Программа саморазвития „Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у дошкольников посредством игр„» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Однако на занятия по математике отводится небольшое количество времени, а дети в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике, которая позволяет им самостоятельно развиваться и формирует у них познавательные способности.
Значимость формирования элементарных математических представлений дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».
В связи с этим была выбрана тема исследования «Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания»
Актуальность выбранной темы:
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Важно сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями, ненавязчивым и радостным. Этому способствует использование разнообразных занимательных дидактических средств. Познавательный интерес и интеллектуальная активность будут развиваться тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Они думают, что просто играют, но незаметно для себя, в процессе действия с дидактическим материалом, решают логические задачи, ищут самостоятельные пути для решения задач, совершенствуют познавательную деятельность.
Основные направления реализации программы :
- расширение образованности и повышение педагогической компетентности посредством изучения методической литературы;
- самовоспитание (развитие личностных качеств, которые способствуют высоким результатам деятельности и устранению недостатков)
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Цель саморазвития по теме :
-Изучение и анализ эффективности использования занимательного дидактического материала для максимального развития элементарных математических представлений.
- установление партнерских взаимоотношений с родителями по изучаемой теме.
Работа над программой профессионального саморазвития поможет мне :
Задачи:
1. Изучить актуальность использования занимательного дидактического материала при развитии познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
2. Через занимательные дидактические игры математического содержания развить интеллектуальную активность детей.
3. Способствовать проявлению элементов творческой инициативы в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении положительного результата, настойчивости и находчивости.
4. Создавать условия для свободного самоопределения детей в пространстве поисково- познавательной деятельности, организованной воспитателем.
5. Формировать у детей базисные математические представления, речевые умения.
Предполагаемый результат
Развитие у детей :
- интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- образного и логического мышления
- способности к установлению математических связей, закономерностей и т. д.
- стремление к творческому процессу познания, самовыражению в активной, интересной содержательной деятельности;
- базисных математических представлений
Этапы реализации программы :
1 этап – аналитический
Цель:
-провести анализ ситуации по теме ««Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания»
- определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями
- изучить методическую литературу
- провести начальную диагностику детей
2 этап – основной
Цель:
- разработать план мероприятий с детьми
- обогатить развивающую предметно- пространственную среду группы игровыми и наглядными пособиями, дидактическими играми, способствующими развитию познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста
- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями по данной теме
3 этап – заключительный
Цель:
Обобщить опыт и результат работы по теме «Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания» на педагогическом совете в виде выступления с презентацией.
План деятельности по теме саморазвития :
1. Изучение, анализ литературы
2. Разработка картотек дидактических игр с математическим содержанием (младшая группа, средняя, старшая)
3. Оформление сборника консультаций для родителей
-Математика – это интересно
- Математика - дома
-Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.
- Развитие математических способностей у дошкольников.
Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра в жизни ребенка.
Яркие интересные игры.
- Играем вместе с детьми.
- Уличная математика или математика вокруг нас.
- Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала.
4. Выступление на педагогическом совете:
- Познавательно- математическая деятельность на занятиях по фэмп у дошкольников в условиях внедрения ФГОС.
- Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей.
- Дидактические игры – в обучении детей основам математики.
- Обобщение опыта работы по теме
для «Развитие познавательного интереса и интеллектуальной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания»
Консультация для воспитателей
Формирование эмп посредством дидактических игр.
5. Мастер – класс для воспитателей
-Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей для детей дошкольного возраста.
-Лэпбук по математике.
- Первые шаги в математике.
6. -Выступления на родительских собраниях:
- Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка.
- Математическое образование в семье.
- Путешествие по математическим планетам.
- Формирование математических способностей посредством нетрадиционных игр у детей.
Проведение математического праздника для родителей «В гостях у математики»
7. Мастер - -класс для родителей.
- Игры со счетными палочками.
- Игры на кухне.
8. Открытые занятия для педагогов МДОУ д. с. «Колосок»
- Планета чудес-
- Чудесная елка-
- В гостях у зайчат-
- Угости друга-
- Удивительное путешествие-
- Играем с Машей и медведем-
- Путешествие по сказкам-
Математические викторины
- Умники и умницы –
- Вопрос – ответ-
- Математические звездочки-
Математический КВН для педагогов РМО
- Занимательная математика-
9. Пополнение картотеки по фэмп
- презентаций-
- компьютерных игр-
10. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
11. Подбор диагностических методик и диагностического инструментария
12. Работа кружка «Занимательная игротека» - 2 младшая группа
13 Использование современных технологий (метод проектов; компьютерные технологии; мультимедиа технологии.
14. Выставки дидактических игр по математике :
- Математическая игротека –
- Занимательная математика –
- Математические игры своими руками-
15. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и пособий, конкурс среди родителей на изготовление математической игры «Веселая математика»
Модуль «Научно- методическое обеспечение»
Изучение научной, психологической, педагогической литературы по теме работы (А. Г. Асмолов, В. В. Данилова, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, З. А. Михайлова)
Модуль «Психолого – педагогическое обеспечение»
Изучение методической литературы (Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, Е. Н. Панова, О. В. Пустовойт, А. А. Смоленцева)
Модуль «Условия реализации темы по саморазвитию»
Проведение исследования с 2016 года по май 2018 года
- Выступления с результатами исследования на методических совещаниях МДОУ Детский сад «Колосок»
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, л. М. Гурович. – 3-е изд., перераб. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
4. Верещагина Н. В. результаты итогового мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям). –СПб. : Детство-Пресс, 2011.
5. Дидактические игры- занятия в ДОУ. Выпуск 1,2 / авт. -сост. Е. Н. Панова. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2007
6. Носова Е. Н., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. Математика от трех до семи / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
7. Сайт «Маам» - Режим доступа: https://www.maaam.ru/obrazovanie/
8. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». – Режим доступа: https://nsportal.ru/