Лариса Рыбнова
Программа самообразования воспитателя. Этапы работы над планом самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы выполнить большой и важный труд,
необходимы две вещи:
ясный план и ограниченное время».
Элберт Хаббард
План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет
Публикация «Программа самообразования воспитателя, Этапы работы над планом самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Этапы работы над планом самообразования
План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:
1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.
2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?
3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?
4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?
5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем : на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.
6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.
7. Результат работы по теме согласно диагностике.
8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?
9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.
10. Подведение итогов самообразования.
Выбор темы
При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.
Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:
• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).
Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.
Примерные темы:
• Экологическое воспитание : «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
• Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
• Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
• Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
• Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Тит. Лист: Программа самообразования педагога на___год.
Тема: «___»
___
(Ф. И. О. педагога)
___
(специальность)
___
(учреждение)
___
(стаж педагогической работы)
___
(квалификационная категория)
1
Тема: «___».
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);
• Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т. д.
• Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)
• Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)
Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)
• Обогащение предметно-пространственной среды
• И д. р.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ :
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию
2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)
3. Собственные методические наработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распостранение)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
Этапы реализации программы Основные мероприятия программы Срок исполнения
1. этап 1. Составление библиографии по теме самообразования.
2 Планирование работы по самообразованию
2. Этап 1. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме___
2. Подготовка и проведение педагогической диагностики
3 этап Составление перспективных планов по ___
Разработка конспектов___
Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме
1 Проведение РМО
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
4. Выставка работ.
5. Оформление сборника консультаций для родителей.
6 Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.