Марченкова Людмила
Программа родительского клуба «Взаимодействие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа родительского клуба «Взаимодействие» предназначена для работы с родителями детей дошкольного возраста.
Введение ФГОС и обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей. В педагогике акцентируется внимание на том, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и детском саду.
Публикация «Программа родительского клуба „Взаимодействие“» размещена в разделах
Семья – это безусловно уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безоценочного его принятия.
Кроме этого, семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Именно здесь он находит примеры для подражания, здесь же происходит его социальное рождение.
Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В рамках работы по этому направлению в дошкольном учреждении не только помогают родителям понять своего ребёнка, но и, что особенно важно, обеспечивают условия для организации детского сообщества. А в этом нуждается каждый ребёнок, так как без детского сообщества не может быть полноценного и, прежде всего социального развития, - овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через познание возможностей и особенностей других детей, формирования оценки и самооценки.
Те позитивные изменения, которые отвечают интересам детей, происходят там, где педколлектив объединяет свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогает семьям воспитанников в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей вряд ли возможно.
Реализуемая цель:
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для выстраивания эффективной системы взаимодействия и партнерства, направленной на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.
Задачи:
- педагогическое просвещение родителей в вопросах, касающихся личностного развития ребенка;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- актуализация единого подхода к процессам воспитания и обучения детей;
- «погружение» родителей в жизнедеятельность группы, детского сада.
Основные принципы работы:
1) доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьям в сложных педагогических ситуациях;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество.
4) динамичность форм и направлений работы детского сада с семьей.
Приоритетные направления программы :
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста;
- взаимное доверие в отношениях между педагогами и родителями, понимание нужд детей и выстраивание работы в соответствии с интересами воспитанников;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию и образованию дошкольников;
- изучение и использование в работе детского сада лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди родителей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
Участники родительского клуба «Взаимодействие» :
- родители детей,
- воспитатели ДОУ,
- музыкальный руководитель,
- старшая медсестра,
- педагог - психолог ДОУ.
Формы и направления работы педагогов с родителями детей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и направления.
Формы Направления
Информационно-аналитическая:
собеседование,
социологический опрос
тестирование
анкетирование
почтовый ящик «Вопросы ответы»
заседание «Школа заботливых пап и мам» Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление положительного контакта между педагогами, родителями и детьми.
Коллективная:
День открытых дверей
совместные досуги, развлечения
праздники
участие родителей и детей в выставках
благоустройство прогулочных площадок, работа по озеленению территории детского сада
проведение групповых родительских собраний (ежеквартально)
детско-родительские проекты
изготовление игровых макетов, атрибутов для сюжетно - ролевых игр, утренников и праздников
акции «Покормите птиц зимой!», «Бессмертный полк»
Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог – родитель – ребенок».
Практическая:
практикум
«Круглый стол»
мастер-класс
тренинги
проведение собраний, консультаций
игры с педагогическим содержанием
педагогическая библиотека для родителей Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Наглядно – информационная:
выставки детских работ
совместные работы детей и родителей
открытые просмотры режимных моментов, НОД и различных видов деятельности детей в ДО
фотоотчеты и презентации о жизнедеятельности ДО
информационные стенды
доски объявлений и приглашений
папки-передвижки Ознакомление родителей с педагогами, дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей.
Индивидуальная:
беседы
консультирование по проблемным вопросам
рекомендации по обращению за помощью к логопеду, педагогу- психологу
советы по поводу посещения различных творческих объединений для детей (студий, кружков, секций) в соответствии с выявленным воспитателем кругом интересов и способностей воспитанников.
Обогащение знаний родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста
Тематическое планирование работы
родительского клуба «Взаимодействие»
группа
месяц средняя
группа,
2015-2016 уч. год старшая
группа,
2016-2017 уч. год подготовительная группа,
2017-2018 уч. год
Формы взаимодействия
август Анкетирование «Детский сад глазами родителей»
Консультация: «Письмо ребенка родителям»
Социологический опрос: «Семейные традиции»
Консультация: «Отец как воспитатель» Собеседование: «Конфликты и ребенок»
Консультация «Положи твое сердце у чтения»
сентябрь Тренинг «Учимся играть без игрушек»
Консультация: «Счастье – это когда тебя понимают» Спартакиада Круглый стол: «Роль книги в жизни ребенка»
Консультация: «Как победить застенчивость» Физкультурно - спортивный праздник «Мой веселый, звонкий мяч» Тренинг: «Агрессия ребенка»
Консультация: «Воспитание ответственности у детей»
Фестиваль любимых игр
октябрь Праздник «Осенины»
Круглый стол: «Знаю ли я своего ребенка»
Консультация: «Как помочь ребенку преодолеть страх»
Участие в общесадовском конкурсе поделок из природного материала «Волшебная осень» Консультация «Леворукий ребенок: особенный или такой же, как все?»
Практикум: «Семейные традиции»
Практикум: «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка»
Консультация: «Дошкольники и ЗОЖ»
ноябрь Практикум: «Растим «любознайку»
Консультация: «Тихие игры перед сном»
День открытых дверей Праздник: «Моя мама»;
Анкетирование: «Интересы родителей»
Консультация: «Не забывайте разговаривать с детьми»
День открытых дверей Круглый стол: «Моя родословная»;
Праздник для пап «Папы разные нужны»;
Консультация: «Детские страхи и как с ними бороться»
День открытых дверей
декабрь Выставка творческих работ: «Нос морковкой»
Тренинг: «Тропинка родительской любви»
Консультация: «Как и за что хвалить ребенка»
Участие в районном конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году «Безопасность зимой Правила поведения на льду»;
Практикум: «фабрика здоровья»
Консультация: «Воспитание у детей культуры поведения за столом» Тренинг: «Как слушать ребенка»
Консультация: «Занимательные опыты и эксперименты»
Участие в ежегодном районном конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году
январь Практикум: «Дружная семья»
Заседание «Школа заботливых пап и мам» Тренинг: «Грипп. Меры профилактики»
Консультация: «Общение ребенка с посторонними людьми»
Заседание «Школа заботливых пап и мам» Анкетирование: «Культура поведения»
Консультация: «Окунём детей в творчество»
Заседание
«Школа заботливых пап и мам»
февраль Круглый стол: «Играя пальчиками, развиваем речь»
Консультация: «Что делать, если ребенок боится врачей» Консультация: «Зеленый мир на окне»
Мастер-класс: «Речевые игры на ходу» Тренинг: «Воспитание нравственности»
Консультация: «Безопасность детей – забота взрослых»
март Анкетирование: «Дорога и дети»;
Консультация: «Ребенок на улицах города»
Круглый стол «А мы это делаем так» Круглый стол: «Зачем человеку папа?»
Праздник «Широкая масленица»
Консультация: «Когда и как помогать ребенку»
Круглый стол «А мы это делаем так» Практикум: «Ребенок и компьютер»
Консультация: «Индивидуаль-ный подход к детям с разным темпераментом»
Круглый стол «А мы это делаем так»
апрель Круглый стол: «Здоровье ребенка в ваших руках»;
Выставка творческих работ: «Светлая Пасха»
Консультация: «Как развивать любознательность ребенка»
День здоровья Практикум: «Родители – главные воспитатели своего ребенка»
Выставка творческих работ ко дню космонавтики
Консультация: «Прогулка в выходной день»
День здоровья Творческая мастерская: «Картинки из мусорной корзинки»
Консультация: «Советы родителям будущих первоклассников»
День здоровья
май Родительская встреча : «Итоги года»
Анкетирование: «Удовлетворенность родителей качеством работы ДОУ»
Фотоотчет: «Яркие моменты года»
Консультация: «Ребенок на даче»
Родительское собрание : «Итоги работы родительского клуба»
Анкетирование: «Удовлетворенность родителей качеством работы ДОУ»
Фотоотчет: «Наши события»
Консультация: «Ребенок на пляже»
Родительское собрание. Итоговое «Какими были эти годы»
Анкетирование:
«Удовлетворен-ность родителей качеством работы ДОУ»
Фотовыставка: «Какими были? Какими стали?»
Консультация: «Проводим лето с пользой»