Елена Михальчук
Сценарий заседания родительского клуба «Общаемся с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Михальчук Елена Евгеньевна -воспитатель
Науменкова Елена Геннадьевна - воспитатель
Зайцева Ольга Викторовна- педагог- психолог
СЦЕНАРИЙ ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ»
Цель: Изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей: «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»
Материал: листочки, карандаши.
Ход заседания:
Публикация «Сценарий заседания родительского клуба „Общаемся с детьми“» размещена в разделах
Родители занимают места на стульях, расставленных по кругу.
Воспитатель: предлагает поиграть в игру, направленную на снятие эмоционального напряжения, раскрепощение.
1. Вводная игра - разминка. «Перебежки» (ведущий убирает свой стул и предлагает поменяться местами родителям, имеющий одинаковый признак. Например: меняются местами те, у кого детям исполнилось шесть лет, и т. д. Во время перемещения родителей ведущий занимает стул одного из них. Выбывший родитель становится ведущим.)
2. Вступление.
Одна из функции семьи - продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем из той среды, где мы воспитывались. А поскольку муж и жена воспитывались в разных семьях, то и взгляды на роль родителя у них могут быть разными.
Современная семья чувствует ответственность за развитие ребёнка, но принимает её частично, всё желательное - результат нашего воспитания, а всё нежелательное - результат влияния друзей, улицы, школы, детского сада, средств массовой информации и прочего.
Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребёнок нёс в себе зло мира, выкорчёвывать которая и есть задача воспитателя.
Ребёнок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены - борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости - борьба с жадностью и т. д.
Наиболее опасным воздействие на ребёнка становится в случае несовпадения воспитательных воздействий среди взрослых окружающих малыша.
Выделяют (по А. Болдуину) два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.
(Родители обсуждают тот и другой стили, их особенности.)
И так, демократический - это:
-Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями.
-Включенность детей в обсужденность семейных проблем, с учетом их мнения.
-Готовность родителей прийти на помощь.
-Вера в успех самостоятельной деятельности ребенка.
-Ограничение собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий:
-Ограничения поведения детей.
-Четкая и ясная разъяснение ребенку смысла ограничений.
-Отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплины и мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим воспитаниям дети характеризовались социальной активностью и с трудом поддавались внешнему контролю, им был присущ альтруизм и внешняя эмпатия. При контролирующем - послушны, внушаемы, боязливы. Не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном типе воспитания детям присуща внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Какие же типы воспитания могут привести к аномалии в развитии ребенка:
(Родители высказываются).
• Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии ребенка, делах, интересах, тревогах.
Этот тип способствует возникновению побегов из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
• Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота, мелочный контроль, обилие ограничений и запретов.
Этот тип усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя.
• Потворствующая гиперпротекция: (кумир семьи)- потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
Результат - высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающиеся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы, способствует к формирование психопатии истероидного типа.
• Эмоциональное отвержение: игнорирование ответственности подростка, не редко жестокое обращение с ним, скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он не тот, не такой.
На разных детей такой тип влияет по разному либо это нарушения в психическом развитии, протесты, оппозиции, замыкания в себе, уход в группировки.
• Повышенная моральная ответственность: не соответствующее возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
Приводит - к депрессии, ненависти, агрессии.
И так:
В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:
-Низкая сплоченность членов семьи и разногласия между ними.
-Высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности требований к ребёнку.
-Выраженная степень опеки и ограничительства в каких либо сферах жизнедеятельности детей.
-Повышенная стимуляция. Преувеличение возможностей детей. В связи с этим частое применение угроз, осуждения.
3. Игра «Хорошо – плохо»
Ведущий кидает мяч одному из участников и говорит слово «хорошо» и «плохо». Участник игры в зависимости от установки отвечает на вопрос: за что его в детстве хвалили. Или наказывали и как это повлияло на дальнейшую жизнь?
4. Упражнение «Пойми чувства ребёнка»
Чтобы понять чувства ребёнка надо уметь вставать на его позицию. (Применяется техника два обруча, где один – родитель, другой ребёнок) родители рассматривают ситуации с разных позиций, с позиции ребёнка и с позиции родителя. Примеряя на себя разные типы воспитания.
- Ребёнок грязный. Объясняет это тем, что когда они гуляли, его кто – то толкнул и он упал.
-Старший сын – маме: ты всегда его защищаешь, говоришь: «маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!»
-Ребёнок роняет чашку и разбивает: «Ой, моя чашечка»
-Ребёнок подготовительной группы, придя в детский сад: Ну вот, я забыл пакет, а сегодня бассейн.
5. Упражнение «Я сообщение»
Придумать, как целесообразнее было бы отреагировать в данных ситуациях.
6. Упражнение «Какой я родитель»
Родителям предлагается поделиться, какой предыдущий опыт мешает строить воспитание собственного ребёнка.
Родители делятся высказываниями.
Осознание ошибок – есть первый шаг на пути к самосовершенствованию. Мы желаем вам успеха в воспитании детей. Станьте им такими родителями, о которых вы сами мечтали в детстве. Удачи и до новых встреч.
Список литературы:
1. Баркан А. И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки – М. : СТОЛЕТИЕ, 1996. -368с.
2. Петровский А. В. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / А. В. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с.
Анкета «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»
(из трёх ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению)
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел. Вы:
а. дадите ребёнку другое блюдо;
б. разрешите выйти из – за стола;
в. не выпустите из – за стола до тех пор, пока не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив. Что потерял во дворе свою старую. Любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы6
а. идёте во двор и ищите игрушку ребёнку;
б. погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в. успокоите ребёнка словами «не стоит расстраиваться из – за пустяков»
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор. Вместо того. Чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а. без слов выключите телевизор;
б. спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;
в. пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а. уберёте часть игрушек в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;
б. предложите свою помощь в уборке или ободрите ребёнка словами. Типа «Я вижу, что тебе скучно делать это одному…» и др. ;
в. накажите ребёнка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребёнком в детский сад. Ожидая, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту. В аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается лт сборов домой, «тянет» время». Вы:
а. отчитываете ребёнка. Показывая своё недовольство поведением;
б. говорите ребёнку. Что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду;
в. пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Посчитайте, каких ответов больше (а, б, в) под каждой буквой прочтите резюме.
а. тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей.
б. стиль воспитания, при котором признается право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить ребёнка отвечать за себя и поступки.
в. Стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание, наказание.