Людмила Глазырина
Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Публикация «Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе „В Стране знаний“,» размещена в разделах
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.
Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.
2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.
4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.
Программа «В стране знаний» состоит из 30 развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются : увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.
Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребё нка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей
Формы организации занятий
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю педагогом-психологом.
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.
Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.
Этапы реализации программы : с октября по апрель месяц включительно.
Календарно-тематическое планирование
Занятие 1
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Хрюшка Буся»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Разминка»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания).
Занятие 2
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Какой фигуры не стало?»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приглашение на обед»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания).
Занятие 3
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Разминка»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания).
Занятие 4
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания);
• Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти);
• Пальчиковая гимнастика «Помощники»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;
• Рисование графического узора под диктовку;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения.
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания).
Занятие 5
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;
• Игра на развитие осязательной памяти;
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти);
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; «Пальчики здороваются»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания).
Занятие 6
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;
• Упражнение на развитие способности к переключению внимания;
• Игра на развитие логического мышления;
• Игра на развитие зрительной памяти;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Мишка и шарик»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания).
Занятие 7
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Игра на развитие логического мышления и речи;
• Игра на развитие осязательной памяти;
• Игра «Что бывает» (на развитие внимания и сообразительности);
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания).
Занятие 8
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие слуховой памяти;
• Упражнение на развитие логического запоминания;
• Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания);
• Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки);
• Упражнение на расслабление и концентрацию;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Шалун»;
• Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания).
Занятие 9
Содержание занятия
• Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу);
• Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;
• Энергетическое упражнение «Точки мозга»;
• Ленивые восьмерки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Ласковые ручки»;
• Упражнение для профилактики нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 10
Содержание занятия
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку);
• Упражнение на развитие механической зрительной памяти;
• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;
• Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления, памяти);
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);
• Упражнение «Художники»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»;
• Профилактика нарушения зрения;
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 11
Содержание занятия
• Игра «Подбери слово в рифму» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на расслабление и концентрацию.
• Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;
• Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;
• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах);
• Упражнение «Назови одним словом»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Слоненок Шуша»;
• Упражнение «Художники»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «В Африке»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 12
Содержание занятия
• Игра «Добавь словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах);
• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Странный сон»;
• Дыхательное упражнение;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Комарик»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 13
Содержание занятия
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;
• Игра «Говори наоборот» (на развитие мышления и речи);
• Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности);
• Дыхательное упражнение «Обезьянки»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушата»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 14
Содержание занятия
• Упражнение «Будь внимательным» (на развитие внимания);
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти);
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти);
• Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления);
• Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Черепашки»;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 15
Содержание занятия
• Игра «Слушай внимательно» (на развитие внимания);
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;
• Игра «В снежки»;
• Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности);
• Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности);
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;
• Профилактика нарушения зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 16
Содержание занятия
• Игра «4 стихии» (на развитие внимания);
• Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти);
• Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;
• Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности);
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 17
Содержание занятия
• Этюд «Сколько звуков» (на развитие внимания, мышления);
• Игра «Добавляй пропущенные слова» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти);
• Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления);
• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать);
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 18
Содержание занятия
• Игра «Сравни» (на развитие мыслительной операции);
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;
• Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления);
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти);
• Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать);
• Игра на развитие мышления и воображения;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Чудачка»;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 19
Содержание занятия
• Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма);
• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;
• Упражнение на развитие зрительной памяти;
• Упражнение на развитие сообразительности;
• Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления);
• Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи);
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);
• Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 20
Содержание занятия
• Игра «Отвечай быстро» (на развитие логического мышления, сообразительности);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Плохой сторож»;
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления);
• Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления);
• Игра «Что перепутал художник?» (на развитие внимания, зрительное восприятие);
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 21
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Лиса и рак»;
• Игра на развитие внимания;
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления);
• Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Рыбки шалунишки»;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 22
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Ворона и рак»;
• Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления);
• Игра «Внимание» (на развитие внимания);
• Игра «На что похоже» (на развитие воображения);
• Упражнение «Ухо — нос»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Забавный случай»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 23
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;
• Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти);
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления);
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение «Ухо — нос»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 24
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Мышки - шалунишки»;
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;
• Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления);
• Игра «Учимся объяснять образное сравнение»;
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 25
Содержание занятия
• Игра на развитие внимания;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Галка и голубь»;
• Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и воображения);
• Игра на развитие воображения «Что это?»;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Кулак — ребро — ладонь»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия).
Занятие 26
Содержание занятия
• Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственного воображения);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Шла собака по тропинке»;
• Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти);
• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции);
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи).
Занятие 27
Содержание занятия
• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания);
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);
• Игра «Внимание»;
• Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции);
• Обучение приемам образного запоминания слов;
• Дыхательное упражнение;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Солнце»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи).
Занятие 28
Содержание занятия
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Бусы»;
• Игра «Внимание»;
• Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;
• Игра «Определи понятие»;
• Упражнение на развитие мышления;
• Игра «Ухо — нос»;
• Игра «Ищем нелепости» (на развитие внимания, мышления);
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания);
Занятие 29
Содержание занятия
• Игра «Внимание»;
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Медведь»;
• Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;
• Игра на развитие внимания;
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;
• Профилактика нарушений зрения.
• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи).
Занятие 30
Содержание занятия
• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);
• Игра «Внимание»;
• Упражнение «Разрезные картинки» (на развитие мышления и воображения);
• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приставалочка»;
• Игра «Запомни фразы»;
• Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи);
• Дыхательное упражнение «Певец»;
• Симметричные рисунки;
• Упражнение на развитие сенсомоторики;
• Графический диктант;
• Пальчиковая гимнастика «Дождик»;
• Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи).