Анна Афанасьева
Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)
"Зоркие глазки, ловкие ручки"
Занятие 15
№ п/п Занятие Количество часов
1. «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом здороваются с «Веселками», улыбаются им.
2 мин.
2. «Узор».
Цель: развитие точности восприятия.
Публикация «Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)» размещена в разделах
Психолог предлагает детям нарисовать в квадрате справа точно такой же узор, как на рисунке слева. (Приложение 69)
4 мин.
3.
Цель: развитие наблюдательности.
«Кто или что может высоким, холодным, коротким, твердым, жидким?» Ход выполнения задания определяется психологом.
4 мин.
4. «Веселый хоровод».
Цель: смена деятельности.
Ножками затопали,
(Дети шагают на месте)
Зашагали по полу,
Топ-топ-топ,
Топа-топа-топ.
Скачут словно зайчики-
(подпрыгивают на месте)
Прыг, прыг, скок.
Девочки и мальчики –
Прыг, прыг, скок.
Потопаем мы ножками,
(Хлопают в ладоши)
Потопаем ладошками.
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Гуси-гусенята-
(идут друг за другом вприсядку)
Дружные ребята.
Ходят весело гуськом,
Без сапожек – босиком.
Лапкамим затопали –
(Поднимают и опускают прямые руки)
Топ-топ-топ.
Крыльями захлопали –
Хлоп-хлоп-хлоп.
3 мин.
5. «Раскрась картинки».
Цель: развитие зрительного восприятия, цветовосприятия, мелкой моторики. Детям предлагается раскрасить две одинаковые картинки. (Приложение 70)
4 мин.
6. Цель: упражнение на развитие точности восприятия.
Психолог предлагает детям:
- Сравнить две картинки между собой.
-Дорисовать на нижней картинке недостающие детали (Приложение 71)
4 мин.
7. Релаксационная минутка «Музыкальная шкатулка».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображения.
Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).
Психолог предлагает детям закрыт глаза, послушать отрывок из музыкального произведения (например, В. -А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях. 3 мин.
8. Подведение итогов.
Цель: мотивация детей на следующее занятие.
Дети высказывают свое мнение «Веселкам» о занятии, рассказывают об успехах и неудачах на занятии. Детей поощряют вербально или фишками.
3 мин.
9. Прощание.
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом прощаются с «Веселками», улыбаются им. 1 мин.
Занятие 16
(завершающее занятие)
№ п/п Занятие Количество часов
1. «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом здороваются с «Веселками», улыбаются им.
2 мин.
2.«Какой буквы не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу 8 карточек, на которых написаны знакомые детям буквы.
На одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить – убирать не по одной, а по две-три буквы.
Дается время для запоминания – 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.
3 мин.
3.«Раскрась картинки».
Цель: развитие зрительного восприятия, цветовосприятия, мелкой моторики.
Психолог предлагает детям раскрасить две одинаковые картинки. (Приложение 72)
4 мин.
4.«Кто назовет больше предметов».
Цель: развитие цветовосприятия.
Психолог предлагает ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает красным?», «Что бывает синим?»
Игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек. 4 мин.
5. Игра «Воздушный бой»
Цель: смена деятельности.
Психолог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно.
3 мин.
6. Цель: развитие пространственных представлений.
Подготовьте заранее 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису, картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3 (Приложение 73, лист бумаги в клеточку и карандаш. Предложите ребенку выполнить несколько заданий:
1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»
3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»
4. На листе бумаги в клетку ребенка просят нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
5. Игрушки располагают слева и справа и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
6. Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятии пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.
7 мин.
7. Цель: развитие восприятия, внимания.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходства и различия между изображенными предметами Подготовить заранее магнитную доску; 8 пар предметных картинок: кастрюля-сковородка (Приложение 74, тарелка-блюдце (Приложение 75, велосипед-мотоцикл (Приложение 76, лыжи-коньки (Приложение 77, скворечник-улей (Приложение 78); сапоги-ботинки (Приложение 79, белка-лиса (Приложение 80, кабан-свинья (Приложение 81).
5 мин.
8. Релаксационная минутка «Радуга».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображения.
Психолог: «Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый цвет.
Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет – это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.
Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга».
3 мин.
9. Подведение итогов.
Цель: мотивация детей на следующее занятие.
Дети высказывают свое мнение «Веселкам» о занятии, рассказывают об успехах и неудачах на занятии. Детей поощряют вербально или фишками.
3 мин.
10. Прощание.
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом прощаются с «Веселками», улыбаются им.
1 мин.