Анна Афанасьева
Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)
"Зоркие глазки, ловкие ручки"
Занятие 7
№ п/п Занятие Количество часов
1. «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом здороваются с «Веселками», улыбаются им.
2 мин.
2. «Дорисуй картинки».
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
-Помогите художнику дорисовать картинки (Приложение 28)
Публикация «Программа развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)» размещена в разделах
5 мин.
3. «Составь узор».
Цель: развитие восприятия геометрических фигур, цветовосприятия.
Для работы понадобится набор геометрического лото.
Положить на середину стола (листа бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева – 2 красных;
- правее этого узора выложи другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположи от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева - синие квадраты;
-составь любой узор из фигур и расположи его левее первого узора.
3 мин.
4. «Найди букву».
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Детям предлагается соединить одинаковые буквы линиями и раскрасить их в один цвет. (Приложение29)
4 мин.
5. «Зайчики».
Цель: смена деятельности.
Психолог предлагает детям представить, что они превратились в веселых цырковых зайчиков, которые играют на барабанах. Он описывает характер действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, психолог говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабанам! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнуться! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в ручках, в кулачках, даже в плечиках? А на лице улыбка. Лицо расслабленное.
И животик расслаблен. Дышит спокойно.
А кулачки напряженно стучат.
А что еще расслабленно?
Давайте попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».
3 мин.
6. «Кто наблюдательнее?»
Цель: развитие восприятия геометрических фигур.
Предложить одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы.
Аналогичные задания даются всем детям поочередно.
5 мин.
7. «Раскрась картинки».
Цель: развитие мелкой моторики, цветовосприятия.
Психолог предлагает детям раскрасить две одинаковые картинки.
(Приложение 30)
4 мин.
8. Релаксационная минутка «Летняя ночь».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображения.
Упражнение проводится в сенсорной комнате и используются расслабляющая музыка, проектор направленного света (фильмоскоп) и зеркальный шар. Психолог: «Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тепло становится легким, теплым, послушным…
Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза)
Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.
Дышим легко… ровно… глубоко…
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…
Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день»
3 мин.
9. Подведение итогов.
Цель: мотивация детей на следующее занятие.
Дети высказывают свое мнение «Веселкам» о занятии, рассказывают об успехах и неудачах на занятии. Детей поощряют вербально или фишками.
3 мин.
10. Прощание.
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом прощаются с «Веселками», улыбаются им.
1 мин.
Занятие 8
№ п/п Занятие Количество часов
1. «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом здороваются с «Веселками», улыбаются им.
2 мин.
2.
«Объедини по группам».
Цель: развитие восприятия формы, размера.
Рассмотрите эти фигуры. (Приложение 31)
- В какие группы их можно объединить?
а) квадраты, прямоугольники (четырехугольники). Треугольники, круги;
б) большие фигуры, маленькие фигуры;
в) группирование части фигур.
4 мин.
3. «Назови три предмета белого, синего, красного цвета».
Цель: развитие цветовосприятия, наблюдательности.
«Назови три предмета белого, синего, красного цвета». Ход выполнения задания определяется психологом.
2 мин.
4. «Найди предметы»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Детям предлагается найти на картинке только те предметы, которые нарисованы в квадратах. (Приложение 32)
3 мин.
5. «Море волнуется"
Цель: смена деятельность.
Дети двигаются под музыку, а психолог произносит считалку:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри!
Музыка замолкает, дети замирают в движении танца.
3 мин.
6. «Найди предметы».
Цель: упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, карандаш, выключатель, ваза, столик, и еще многое другое.
3 мин.
7. «Раскрась картинки».
Цель: развитие зрительного восприятия, цветовосприятия.
Детям предлагается раскрасить две одинаковые картинки. (Приложение 33)
4 мин.
8. Релаксационная минутка «Отдых на море».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображения.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку, шумовую картину и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ного, и вы ощущаете приятную свежестьт морской воды.
Проявляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день» 3 мин.
9. Подведение итогов.
Цель: мотивация детей на следующее занятие.
Дети высказывают свое мнение «Веселкам» о занятии, рассказывают об успехах и неудачах на занятии. Детей поощряют вербально или фишками.
3 мин.
10. Прощание.
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом прощаются с «Веселками», улыбаются им.
1 мин.
Занятие 9
№ п/п Занятие Количество часов
1. «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом здороваются с «Веселками», улыбаются им.
2 мин.
2. «Найди треугольник».
Цель: развитие восприятия геометрических фигур, мелкой моторики.
- Раскрась фигуры, которые не являются треугольниками. Нарисуй столько палочек, сколько на рисунке треугольников. (Приложение 34)
3 мин.
3. Цель: развитие знаний о геометрических фигурах.
Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите названия тех, которые он еще не знает. (Приложение 35)
В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые Вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, эллипс).
3 мин.
4. «1 минута!».
Цель: упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала.
Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута.
Попросите ребенка отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).
Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое за 1 минуту:
Разрезать бумагу ножницами на полоски 3 см шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине); Нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);
Перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.
Каждый раз давайте команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.
6 мин.
5. «Огонь и лед».
Цель: смена деятельности.
Дети образуют большой круг.
По команде психолога «Огонь» - они начинают выполнять интенсивные движения все телом.
Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» - дети застыват в позе, в которой их застигла команда, напрягая до придела все тело.
2 мин.
6. «Найди игрушку».
Цель: упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.
Дети должны выбрать на первой картинке ту игрушку, которой не хватает на второй картинке. (Приложение 36)
3 мин.
7. «Чего не хватает».
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Психолог предлагает детям:
- Сравнить картинки между собой.
-Дорисовать у картинок справа недостающие детали так, чтобы картинки стали одинаковыми. (Приложение 37)
4 мин.
8. Релаксационная минутка «Полет высоко в небе».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображения.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку, аромолампу и масло с ароматом луговых трав (цветов) и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над над нами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающие воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.
3 мин.
9. Подведение итогов.
Цель: мотивация детей на следующее занятие.
Дети высказывают свое мнение «Веселкам» о занятии, рассказывают об успехах и неудачах на занятии. Детей поощряют вербально или фишками.
3 мин.
10. Прощание.
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Дети вместе с психологом прощаются с «Веселками», улыбаются им.
1 мин.