Валентина Шуваева
Программа Развитие коммуникативной компетентности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Программа Развитие коммуникативной компетентности педагога
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.
тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98
Программа
Развитие коммуникативной компетентности педагога
Разработала:
педагог-психолог
первой квалификационной
категории Шуваева В. Е.
г. Уварово, 2020г.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Цель программы….4
3. Научные, методологические, методические обоснования программы…4
4. Структура и содержание программы…5
5. Тематический план…. 6
6. Методики, технологии, инструментарий…. 9
7. Гарантии прав всех участников программы …. 10
8. Сфера ответственности участников …. 11
9. Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы…. 11
10. Ожидаемые результаты …. …. 12
11. Критерии оценки достижения планируемых результатов…. 13
12. Сведения о практической апробации программы …. ….13
13. Список используемых источников ….14
Пояснительная записка.
Динамические преобразования, происходящие в современном образовании, повышают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Это связано с тем, что эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности, умением строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком, родителями и коллегами в контексте воспитательного и образовательного процесса детского сада.
Общение педагога с родителями продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.
В нашем дошкольном учреждении повышение коммуникативной компетентности стало актуальным в силу того, что в последние три года значительно поменялся педагогический коллектив посредством прихода молодых неопытных педагогов. Так как родители предъявляют высокие требования к профессиональным компетенциям воспитателя, поэтому участились конфликтные ситуации в воспитательном процессе, что негативно влияет на результативность работы.
Цель программы
Формирование коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Развивать и корректировать установки, обеспечивающие успешность общения педагогов с родителями воспитанников.
2. Знакомить с основами психологических понятий в области коммуникативной компетентности.
3. Формировать способности к адекватной самооценке в общении с родителями.
4. Пополнять знания в сфере семейной педагогики и психологии общения.
5. Помогать воспитателям в формировании в глазах родителей положительного профессионального имиджа педагога.
6. Выработать практические навыки эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.
7. Овладеть правилами поведения в конфликтной ситуации, способам ее рационального разрешения.
Научные, методологические, методические обоснования программы.
Вопросами развития профессиональной и коммуникативной компетентности уже не один год занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые.
Исследования таких ученых как Е. П. Арнаутова, Е. М. Вроно, А. И. Захарова, Л. В. Загик,О. Л. Зверева, Т. А. Маркова убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.
Одним из основных условий такой помощи является тесный контакт, установленный через доверительное общение педагогов и родителей. Изучение и поиском разнообразного содержания, форм и методов общения на протяжении многих лет занимались Д. Н. Исаев, Э. Берн, П. Н. Виноградов, К. Г. Юнг, К. Меэр и другие.
Учеными установлен ряд причин, определяющих трудности общения. Такие, как низкий социальный статус профессии воспитателя (О. Л. Зверева); недооценка воспитателями роли родителей в воспитании (Н. П. Корниенко);обоюдное отсутствие установки на сотрудничество со стороны родителей и педагогов (Т. А. Данилина, З. И. Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е. К. Эльяшевич); стихийность построения отношений с родителями, неумение планировать и выстраивать процесс общения (В. П. Дуброва).
Обоснование необходимости реализации программы.
Для формирования профессиональной компетентности, что подразумевает установление конструктивного взаимодействия между педагогами и родителями, требуется решить такие проблемы как: устранение недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, формирование педагогической рефлексии и навыков общения. Необходимо сформировать у педагогов нужные установки, пополнить теоретические знания и практические умения, что и предусматривает содержание данной программы.
Структура и содержание программы.
Программа рассчитана на 2 года и состоит из цикла занятий, включающих в себя диагностическую, теоретическую и практическую части. Диагностическая часть предполагает изучение уровня общительности педагога, оценку стиля его общения, оценку психологического климата в коллективе.
Целью теоретической части является обсуждение теоретических ключевых вопросов оптимизации педагогического общения, особенностей речевого поведения, способности предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций на основе изучения философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также выработку у педагогов на основе анализа изученного материала соответствующего взгляда на проблему и пути ее решения.
Содержание работы в практической части направлено на формирование практических навыков педагогического общения, развитие профессиональных коммуникативных качеств, решение конфликтных ситуаций и обсуждение дискуссионных вопросов, умение работать со стрессом и эмоциями, развитие творческого подхода в работе с родителями и навыков публичного выступления, а также развитию навыков вербального и невербального общения.
Тематический план.
1 год обучения.
№п/п тема задачи Количество часов
1 Самый трудный родитель,
Самый приятный родитель. Развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями. 1,5
2 Поговори со мной. Развивать навыки осознания педагогами своей позиции в общении с родителями. 1,5
3 Того, кому доверяют, за руку не держат. Развивать навыки командного взаимодействия в работе с семьями воспитанников. 1,5
4 Творческий возраст. Развивать креативное мышление в работе с родителями, образность публичного выступления. 1,5
5 Когда душа с душою говорит. Развивать навыки непринужденного общения, эмпатию для более точного восприятия партнеров по общению. 1,5
6 Ораторами не рождаются, ораторами становятся. Развивать навыки публичного выступления. 1,5
7 Разговор через стекло. Формировать умение осознанного использования мимики и жестов в общении с родителями. 1,5
2 год обучения.
№ п/п Тема Задачи Количество часов
1 Внутреннее раскрепощение Обогатить эмоционально-положительный опыт, развивать у педагогов интерес к себе. 1,5
2 Азбука общения Познакомить педагогов с азами психологии общения и классификацией средств общения.
Развивать у них умение распознавать свои слабые и сильные стороны в общении, определять существующие проблемы. 2
3 Вербальные средства общения Познакомить педагогов с вербальными средствами общения и принципами построения речевой коммуникации. Развивать умения применять тактические приемы в общении. Способствовать снятию эмоционального напряжения участников, объединению их в группы. 2
4 Невербальные средства общения. Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения, учить выражать свое эмоциональное состояние и осознавать важность пространства в общении. Развивать навыки невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку и доверие. 2
5 Конфликты Познакомить педагогов с понятием «конфликты». Выработать навыки выхода из конфликтных ситуаций. Способствовать установлению контактов между участниками, разрушению привычных стереотипов приветствия, развитие креативности. 2
6 Стресс Расширить знания об эмоциональной сфере людей. Познакомить педагогов с некоторыми способами проявления заботы о себе. Отработать техники отказа собеседнику и умению принимать положительную и отрицательную информацию. 2
7 Эмоции Развивать у участников тренинга навыки определения эмоционального состояния группы. Расширять знания о влиянии психологических установок, защиты, которые лишают человека эмоций, либо вызывают негативные чувства, развивают спонтанность. 2
Методики, технологии, инструментарий.
Ряховский В. Ф. «Оценка уровня общительности педагога», Маралов В. Г. Ситаров В. А. «Определение стиля поведения в общении с родителями», проективная методика «Закончи предложение», тест «Ваш творческий возраст», Морева Н. А. «Анкета «Мое отношение к практикуму», Оганесян Т. Н. «Оценка способности педагога к эмпатии», В. Г. Маралов, Морева Н. А., Ситаров В. А. «Мои родительские собрания», Оганесян Н. Т. «Что говорят мимика и жесты», тест «Молодого воспитателя ДОУ», тест «Опытного воспитателя ДОУ», тест «Как вы заботитесь о себе», Ассингер А. Методика «Оценка агрессивности педагога», анкетирование «Обратная связь».
Тренинговые упражнения:
«Снежный ком», «Самый трудный родитель, самый приятный родитель», «Список претензий к родителям», «Спокойствие, только спокойствие.», «Апчхи», «Поговори со мной», «Слалом», «Войди в круг», «Шалтай-Болтай», «Имя», «Известная фраза», «Моя сказка», «Идеальное общение», «Подснежник», «Пойми другого», «Реклама», «Презентация», «Разведка», «Кто эта маска?», «Рассказ по кругу», «Шумовой оркестр», «Проигрывание сказки», «Мимика и жесты», «Кто это?», «Раскраска», «Почетный караул», «Акростих», «Что я вижу на картине», «У попа была собака», «Караоке с шарами», «Придумай себе имя», «Шушаника Минична», «Глухой телефон», «Памятка коллеге», «Зеркало», «Невербальные средства общения», «Классификация», «Лава», «Рисую внутреннюю речь», «Письмо к губернатору», «Старинная английская пара», «Как вы заботитесь о себе?», «Нет», «Тропа эмоций», «Объяснение в любви», «Архитекторы», «Запах и ум», «Что доставляет мне удовольствие?», «Посещение зоопарка».
Игры: «Ералаш», «Передай хлопок», «Если птичка, то какая?», «Знаки внимания», «Ритуал прощания», «Конфликт понимания».
Мини-лекции на темы: «Роль общения в работе педагога», «Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками», «Вербальные средства общения», «Невербальное общения и его роль в работе педагога».
Релаксационные упражнения: «Игры с песком», «Подснежник», «Солнышко и тучка», «Прогулка по осеннему лесу», «Мечта», «Радуга», «Вместе отдыхаем».
Упражнения на рефлексию «Обратная связь»
Гарантия прав всех участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечивается Конституцией РФ, законом «Об образовании», Уставом МБДОУ.
1. Участники программы получают полную информацию о целях, задачах и способах реализации программы.
2. Психолог своевременно информирует родителей и педагогов о результатах реализации программы, предоставляет любую интересующую педагогов информацию.
3. Психолог руководствуется «Этическим кодексом психолога», исходит из уважения прав и свобод личности, а также принципа добровольности участия в программе.
Сфера ответственности участников программы.
Педагог-психолог обеспечивает качественное и объективное проведение диагностики; осуществляет систематическую, регулярную, плановую образовательную деятельность с педагогами, с учетом их индивидуально-личностных особенностей; в ходе реализации программы взаимодействует с воспитателями в целях оказания консультативно-просветительской помощи, дачи необходимых методических рекомендаций и домашних заданий, а также отслеживанию коммуникативных навыков педагогов.
• Педагоги обеспечивают регулярное посещение занятий, выполнение предлагаемых заданий, а также на всех этапах реализации программы тесно взаимодействуют с педагогом-психологом, выполняют его рекомендации.
• Администрация отслеживает выполнение всеми участниками программы своих обязанностей.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы
Специалисты, реализующие программу, должны обладать профессиональной компетентностью, иметь опыт работы с семьями воспитанников, владеть современными технологиями, личностно-ориентированным системно-деятельностным подходом.
Материально-техническая оснащенность предусматривает наличие помещения для проведения подгрупповых занятий, методических пособий, дидактического демонстрационного и раздаточного материала, наличие необходимых технических средств (компьютер, принтер, музыкальный центр).
Сроки и этапы реализации программы :
Первый этап: 2019-2020 учебный год.
Второй этап: 2020-2021 учебный год.
Ожидаемые результаты.
Первый этап: приобретение коммуникативного опыта
1. Умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями.
2. Конструировать программу деятельности с родителями, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.
3. Преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям.
4. Осознавать собственные трудности в общении.
Второй этап:
1. Понимание важности психолого-педагогической коррекции в системе «педагог-родитель-ребенок».
2. Повышение потребности персонала в дополнительном обучении и применении полученных навыков на практике.
3. Овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния.
4. Улучшение психологического климата в коллективе.
5. Овладение навыками как делового, так и неформального общения.
6. Разрешение конфликтных ситуаций.
7. Устранение барьеров при прохождении информационных процессов, уменьшение искажения информации.
Система организации внутреннего контроля
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у педагогов в ходе всего курса занятий, а также по данным диагностики.
В анализе динамики также принимают участие администрация.
Критерии оценки достижения планируемых
результатов
У педагогов сформированы необходимые навыки коммуникации.
Анкетирование родителей по поводу качества предоставляемых услуг показывает высокий уровень оказания услуг.
Сведения о практической апробации программы.
Программа проходит апробацию на базе МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» города Уварово. Срок реализации программы два года Количество педагогов, участвующих в программе, 8 человек.
Список используемых источников
1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. СПб: Речь,2006.
2. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М. ,2003.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. ,2001.
4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. М., 2002.
5. Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. М., 2005.
6. Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М., 2003.
7. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. СПб: Изд-воСПбГУ, 2003.
8. Глебова С. В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
9. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2002.
10. Давайте жить дружно! Коррекционно-развивающая программа для педагогов. «Школьный психолог», 2006.
11. Данилина Т. А. Интеграция работы ДОУ с семьей. Управление ДОУ №4., 2002.
12. Дерманова И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения. СПб: Речь,2001.
13. Зверева О. Л. Т. В. Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ. М: ТЦ Сфера, 2005.
14. Тимофеева И. В., Мих Е. В. Использование элементов тренинга в методической работе ДОУ. Управление ДОУ №5, 2007.
15. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. М., 2005.
16. Маданиева З. Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием учителя. Алма-Аты, 2005.
17. Монахова Ю. А. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002.
18. Кротова Т. В. Практическая подготовка педагога к сотрудничеству с родителями. М, 2008.
19. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб Речь, 2003.
20. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб Речь, 2007.
21. Шамсиева Р. К. Понять себя. Понять других: коммуникативный тренинг. Воспитатель ДОУ №3, 2008.
Интернет-ресурсы.
https://azps.ru/
https://mnemonikon.ru/
https://psychology.net.ru/articles
https://www.psychology-online.net/
https://psynet.narod.ru/main.htm
https://psy.piter.com/
https://www.psycheya.ru
https://www.follow.ru/
https://www.ht.ru/cms/dictionary/tezal
https://www.insai.ru/slovar/2160
https://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads
https://www.pedlib.ru/
https://www.voppsy.ru/
https://www.dovosp.ru
https://psyjournal.ru/index.php
https://magazine.mospsy.ru/
https://psychology.net.ru/
http https://psy.rin.ru : //vch.narod.ru