Ирина Свинцицкая
Программа работы кружка «Волшебный клубочек»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пояснительная записка.
2. Нормативно-правовые документы.
3. Организационный раздел.
4. Цель и задачи.
5. Перспективы реализации программы.
6. Содержательный раздел.
6.1 Вариативные методы и формы реализации программы.
6.2 Возрастные особенности детей 5-7 лет.
7. Система работы кружка «Волшебный клубочек».
7.1 Учебно-методический план Программы.
8. Список источников и используемая литература.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Программа работы кружка „Волшебный клубочек“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности, это же отражено в ФГОС ДО. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. То есть, идеал, к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ступени развития» - школе.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Поэтому, одной из актуальных задач обучения и воспитания детей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Создание Программы сегодня актуально, так как, работая в кружке «Волшебный клубочек», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовать свой творческий потенциал и развить свои творческие способност, возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Развивать творчество детей можно различными путями, так как дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментное воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Один из способов развития творческих способностей: занятия с нитью (пряжей)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, у меня появилась необходимость создания в ДОУ кружка, занятия для детей старшего возраста, где могут использоваться нетрадиционные способы работы с пряжей. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения
В творчестве ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Это доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества.
Развивается речь ребенка. Процесс обучения работы с пряжей способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии по которым он оценивает результат труда.
Поисково-исследовательский метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа по схемам, привлечение воображения и памяти и поиск нестандартных решений)
Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам.
Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же отводится родителям и спонсорам.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Программа работы кружка, разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13, утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013г.
Уставом Учреждения.
Фундамент образовательного процесса составляет ООП, разработанная, и утверждённая в МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 10.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий - не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут - в подготовительной группе.
Программа кружка рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек.
Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учётом перспектив в обновлении содержания.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель Программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.
Творческие задачи - это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.
Основная цель: формирование творческих способностей детей.
Задачи:
Развивать речь.
Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие
Воспитывать у детей волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца,
Развивать художественные способности и эстетический вкус.
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения дети приобретают практические навыки владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности.
5.1 Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения, по данной Программе, предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации Программы :
умение воспитанников составлять описательные рассказы по определенной педагогом тематике;
участие детей в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
организация выставки детских работ в детском саду;
составление альбома лучших конкурсных работ.
оформление материала «Опыт работы кружка»
показ мастер-классов для взрослой аудитории (родители, педагоги)
6. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
6.1. Вариативные методы и формы реализации программы
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:
- занятие–беседа;
- практические подгрупповые занятия;
- использование схем и моделей;
- практические приемы;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
– исследовательский;
– проблемно–поисковый;
– экспериментальный;
– творческий.
6.2. Возрастные особенности детей 5-7 лет
Первый год обучения (старшая группа 5 – 6 лет)
К пяти годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде рождается замысел и сюжет. И постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Второй год обучения (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине и качестве предметов. Ребёнок уже целенаправленно и последовательно обследует особенности предметов, при этом он ориентируется на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.) К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета творческой работы дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возможность успешно совершать действия классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который становится опережающим.
Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Дети способны конструировать по заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного материала, дополняя деталями; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
7. СИСТЕМА РАБОТЫ КРУЖКА.
Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю. Всего 36 занятий в год.
7.1 Учебно-методический план Программы
Для систематичной организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный год (Приложение № 1, Приложение № 2)
8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4–7 лет Л. В. Куцакова, - Синтез, 2003.
2. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М. В. Крулехт. - СПб. Детство-Пресс, 2003.
4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. - М. : «Карапуз».
5. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л. В. Куцакова. - М. : Совершенство,1999.
6. Детский дизайн. Пластилинография. Г. Н. Давыдова
7. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л. В. Куцакова. - М: Просвещение, 1990.
8. Объёмная аппликация Петрова И. М. - СПб. : Детство-пресс, 2002.
9. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О. В. Дыбина. - М: Сфера, 2001.