Марина Алексеенко
Программа работы кружка «Волшебная кисточка. Природа и художник»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: воспитатель старшей логопедической группы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Крепыш» г. о. Королёв М. О.
Алексеенко Марина Андреевна; 2015 – 2016 уч. г.
Природа – лучший художник,
а мы ее благодарные ученики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Публикация «Программа работы кружка „Волшебная кисточка, Природа и художник“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети дошкольного возраста, знакомясь с пейзажной живописью. Она понятна ребенку – дошкольнику, так как содержит знакомые с раннего детства ребенку картины природы. Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников – пейзажистов учат детей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Это стимулирует возникновение собственных картин природы у ребенка, помогает ему в подборе известных средств выразительности.
Значение пейзажной живописи для развития личности ребёнка подчё ркивают отечественные педагоги и психологи: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Т. Н. Доронова, и др. В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетическое суждение о нем. Они считают,что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Актуальность темы:
Актуальность исследования. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.
Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Богатую почву для развития изобразительного творчества получают дети дошкольного возраста, знакомясь с пейзажной живописью. Она понятна ребенку – дошкольнику, так как содержит знакомые с раннего детства ребенку картины природы. Произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро, учат детей фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Это стимулирует возникновение собственных картин природы у ребенка, помогает ему в подборе известных средств выразительности.
Значение пейзажной живописи для развития личности ребёнка подчё ркивают отечественные педагоги и психологи: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Т. Н. Доронова, и др. Они считают, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Для успешного создания детьми выразительного образа природы, работа по ознакомлению с пейзажной живописью должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях – знакомство старших дошкольников с творчеством художников и рисование пейзажей.
Цель. Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Способствовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, развитию воображения, желания создать красивое изображение.
Задачи
1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями с применением ЭОР; вызвать у детей устойчивый интерес к живописи.
2. вызвать у детей интерес к изображению картин природы, развивать фантазию и творческие способности, совершенствовать изобразительные навыки детей.
3. формировать у детей навыки изображения пейзажных композиций;
4. формировать умение давать эстетические суждения, оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии, прозы;
5. обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Проявляют интерес к рассматриванию репродукций картин о природе, видят и понимают выразительные средства, которые использует художник, чувствуют красоту произведения искусства;
2. Повышение уровня владения детьми специальными художественно– изобразительными навыками и умениями пейзажного рисования: рисование линии горизонта; составление композиции (близко, далеко); изображение деревьев, учитывая их характерные особенности, в разное время года.
3. Изображают предметы и явления природы, используя умение выразительно передавать их путём создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания различными средствами – карандашами, красками (гуашь, фломастерами, цветными мелками и др. ;
4. Замечают красоту природы в простых вещах : капля росы на листе, переплетение паутины и др.
5. Могут оценить работу товарищей, давать эстетические суждения, оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии.
Программа «Природа и художник» основана на следующих
дидактических принципах:
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
введение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» (принцип деятельности);
обеспечение возможности продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);
формирование у ребёнка умения осуществлять свой выбор в создании художественного образа (принцип вариативности);
ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
раскрытие взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);
обеспечение преемственности между всеми этапами воспитательного процесса (принцип непрерывности).
Программа «Волшебные краски природы» рассчитана на один год. Занятия следует проводить с сентября по май.
Программа на год включает в себя 33 занятия.
Формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы. Занятия проводятся 30 минут.
На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные методы.
Главная цель программы – это привести ребёнка к пониманию того, что человек является частью природы. Она и есть лучший художник, а человек её благодарный ученик.
Используемая литература
1. Копцева Т. А. «Природа и художник» - художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
2. Кулакова Л. В., Мерзлякова С. И. «Росинка» – Гуманитарный центр ВЛАДОС,
2004 г.
3. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством. 2-е издание исправленное и дополненное, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
Календарный план работы кружка
«Волшебная кисточка. Природа и художник» 2015 – 2016 уч. г.
Сентябрь
НАТЮРМОРТ. Рассматривание репродукций картин русских художников Кончаловский «Сирень», И. Левитан «Фрукты на столе». Знакомство с натюрмортом.
НАТЮРМОРТ. Рисование гуашью «Осенние дары»
НАТЮРМОРТ. Рисование гуашью «Фрукты на столе». Нетрадиционная техника рисования «Оттиск» с использованием ватных дисков.
Октябрь
Образ ОСЕНИ. Рассматривание репродукции картины: «Золотая осень»
И. И. Левитан, «Золотая осень» И. И. Шишкин, «Золотая осень» В. Д. Поленов
Образ ОСЕНИ. Рисование «Осеннее дерево».
Нетрадиционная техника рисования: «Отпечаток листьями»
Образ ОСЕНИ. Рисование акварелью «Золотая осень.»
Образы сказочных птиц. Рисование гуашью «Петушок – золотой гребешок» по сказке А. С. Пушкина
Ноябрь
Образы сказочных птиц. Рисование восковыми мелками «Журавль» из р. н. с. «Лиса и журавль».
Образы птиц. Рисование акварелью «Синица»
Образ ОСЕНИ. Рассматривание репродукций картин:
«Поздняя осень» И. И Левитан, «Первый снег» И. И. Шишкин,
Образ ОСЕНИ. Рисование «Дождливая поздняя осень»
Декабрь
Образы домашних животных. Рисование гуашью «Щенок» из сказки Сутеева «Кто сказал мяу?» Нетрадиционная техника рисования СУХОЙ КИСТЬЮ.
Образы домашних животных. Рисование: «Пушистые животные. Кошечка»
Нетрадиционная техника рисования губкой.
Образы ЗИМЫ. Рассматривание репродукций:
И. И. Шишкин «Первый снег», Пластов «Первый снег».
Образы ЗИМЫ. Рисование «Хрустальная снежинка»
Знакомство с понятием «орнамент» в изобразительном творчестве.
Январь
Образы ЗИМЫ. Рисование гуашью «Белая берёза» по стих. А. С. Пушкина
Образы ЗИМЫ. Рисование гуашью «Сосна и ель» Нетрадиционная техника рисования СУХОЙ КИСТЬЮ.
Образы ЗИМЫ. Рисование акварелью «Тополь и рябина»
Февраль
Образы ЗИМЫ. Рассматривание репродукций:
И. И. Шишкина, «Зима», «Лес в инее», «Зима в лесу»
Образы ЗИМЫ Рисование «Сказочный зимний лес»
Образы ЗИМЫ. Рисование «Волшебница - зима.»
Техника «набрызгивания»
Образы ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Рассматривание репродукций:
Ю. Васнецов иллюстрации к сказке Л. Толстого «Три медведя, Е. М. Рачёв иллюстрации к сказке «Маша и Медведь», В. А. Ватагин «Семья слонов»
Март
Образы ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Рисование «Лисица»
Образы ПОДВОДНОГО мира. Аппликация с элементами рисования и оригами «Рыбки» Коллективная работа.
Образ ВЕСНЫ. Рассматривание репродукций: И. Левитан «Март»,
К. Юон «Мартовское солнце»
Образ ВЕСНЫ. Рассматривание репродукции:
И. Левитан «Весна – большая вода».
Апрель
Образ ВЕСНЫ. Рисование «Шаги весны».
Нетрадиционная техника рисования: «Монотипия пейзажная»»
.ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Подснежник»
.ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рассматривание репродукций натюрмортов с цветами выдающихся русских художников.
ВЕСНА. Образы насекомых. Рисование «Бабочка» Нетрадиционная техника рисования: «Монотипия»
Май
ВЕСНА. Образы насекомых. Рисование с элементами аппликации
«Божья коровка»
ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Одуванчики в траве» Нетрадиционная техника рисования ТЫЧОК
ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Ветка сирени»
Нетрадиционная техника рисования.
Календарный план работы кружка
«Волшебная кисточка. Природа и художник» 2015 – 2016 уч. г.
Сентябрь
НАТЮРМОРТ. Рассматривание репродукций картин русских художников Кончаловский «Сирень», И. Левитан «Фрукты на столе». Знакомство с натюрмортом.
НАТЮРМОРТ. Рисование гуашью «Осенние дары»
НАТЮРМОРТ. Рисование гуашью «Фрукты на столе». Нетрадиционная техника рисования «Оттиск» с использованием ватных дисков.
Октябрь
Образ ОСЕНИ. Рассматривание репродукции картины: «Золотая осень»
И. И. Левитан, «Золотая осень» И. И. Шишкин, «Золотая осень» В. Д. Поленов
Образ ОСЕНИ. Рисование «Осеннее дерево».
Нетрадиционная техника рисования: «Отпечаток листьями»
Образ ОСЕНИ. Рисование акварелью «Золотая осень.»
Образы сказочных птиц. Рисование гуашью «Петушок – золотой гребешок» по сказке А. С. Пушкина
Ноябрь
Образы сказочных птиц. Рисование восковыми мелками «Журавль» из р. н. с. «Лиса и журавль».
Образы птиц. Рисование акварелью «Синица»
Образ ОСЕНИ. Рассматривание репродукций картин:
«Поздняя осень» И. И Левитан, «Первый снег» И. И. Шишкин,
Образ ОСЕНИ. Рисование «Дождливая поздняя осень»
Декабрь
Образы домашних животных. Рисование гуашью «Щенок» из сказки Сутеева «Кто сказал мяу?» Нетрадиционная техника рисования СУХОЙ КИСТЬЮ.
Образы домашних животных. Рисование: «Пушистые животные. Кошечка»
Нетрадиционная техника рисования губкой.
Образы ЗИМЫ. Рассматривание репродукций:
И. И. Шишкин «Первый снег», Пластов «Первый снег».
Образы ЗИМЫ. Рисование «Хрустальная снежинка»
Знакомство с понятием «орнамент» в изобразительном творчестве.
Январь
Образы ЗИМЫ. Рисование гуашью «Белая берёза» по стих. А. С. Пушкина
Образы ЗИМЫ. Рисование гуашью «Сосна и ель» Нетрадиционная техника рисования СУХОЙ КИСТЬЮ.
Образы ЗИМЫ. Рисование акварелью «Тополь и рябина»
Февраль
Образы ЗИМЫ. Рассматривание репродукций:
И. И. Шишкина, «Зима», «Лес в инее», «Зима в лесу»
Образы ЗИМЫ Рисование «Сказочный зимний лес»
Образы ЗИМЫ. Рисование «Волшебница - зима.»
Техника «набрызгивания»
Образы ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Рассматривание репродукций:
Ю. Васнецов иллюстрации к сказке Л. Толстого «Три медведя, Е. М. Рачёв иллюстрации к сказке «Маша и Медведь», В. А. Ватагин «Семья слонов»
Март
Образы ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Рисование «Лисица»
Образы ПОДВОДНОГО мира. Аппликация с элементами рисования и оригами «Рыбки» Коллективная работа.
Образ ВЕСНЫ. Рассматривание репродукций: И. Левитан «Март»,
К. Юон «Мартовское солнце»
Образ ВЕСНЫ. Рассматривание репродукции:
И. Левитан «Весна – большая вода».
Апрель
Образ ВЕСНЫ. Рисование «Шаги весны».
Нетрадиционная техника рисования: «Монотипия пейзажная»»
.ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Подснежник»
.ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рассматривание репродукций натюрмортов с цветами выдающихся русских художников.
ВЕСНА. Образы насекомых. Рисование «Бабочка» Нетрадиционная техника рисования: «Монотипия»
Май
ВЕСНА. Образы насекомых. Рисование с элементами аппликации
«Божья коровка»
ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Одуванчики в траве» Нетрадиционная техника рисования ТЫЧОК
ВЕСНА. Образы ЦВЕТОВ. Рисование «Ветка сирени»
Нетрадиционная техника рисования.