Татьяна Дудина
План программа кружка «Волшебный карандаш».
▼ Скачать + Заказать документы
План программа кружка "Волшебный карандаш"
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных и близких видов работы с детьми в детском саду я считаю изобразительную, художественно – продуктивную деятельность, которая создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Публикация «План программа кружка „Волшебный карандаш“,» размещена в разделах
Изобразительная деятельность приносит дошкольникам много радости. Потребность в рисовании заложена у них природой на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Моя задача, как педагога, помочь детям получить необходимые изобразительные умения и навыки. Программа воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наше учреждение, не позволяет дать детям эти изобразительные умения и навыки. Поэтому я разработала собственную программу, которую реализую в рамках кружка «Волшебный карандаш».
Программа рассчитана на детей подготовительной группы. В год запланировано 27 занятий по 3 занятия в неделю. Длительность одного занятия 30 минут. В программу вошли не только обучающие занятия, но и другие формы работы с детьми такие как, экскурсии, выставки, индивидуальная работа, работа с родителями и другие. Программа соответствует всем требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, а именно:
- достижениям мировой культуры, русским традициям, культурно- национальным особенностям района;
- определённому уровню дошкольного образования;
- направленности дополнительных образовательных программ;
-современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах, формах, методах и средствах обучения, методов контроля и управления образовательным процессом, диагностическим исследованиям изобразительных знаний, умений и навыков детей.
Содержание работы программы направлено на:
- создание условий развития личности ребёнка;
-развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству;
- обучение эмоциональному самовыражению;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие педагога с семьёй.
Цели программы:
Создание условий для развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству путём приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
1. Развивать художественное восприятие природы, освоение изображения, через практическую изобразительную деятельность.
2. Совершенствовать умение передавать строение, цвет, пропорции пейзажа, желание самостоятельно изображать различные предметы отдельно и в сюжете.
3. Развивать композиционные умения при изображении пейзажа, формирование эстетического восприятия действительности.
4. Развивать умение применять в изобразительной деятельности схемы, модели и алгоритмы.
5. Формировать любовь к прекрасному.
Принципы:
- от простого к сложному;
- доступность;
- наглядность;
- цикличность;
- систематичность и последовательность;
- принцип гумманизации педагогического процесса;
- принцип индивидуального развития.
Методы и приёмы:
- наглядные методы т. к. наблюдения, рассматривания.
- словесные т. к. чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок.
- практические т. к. показ способов изображения, тактильное обследование предметов.
- метод моделирования.
- технология ТРИЗ т. к. системный оператор, морфологические дорожки.
Ресурсное обеспечение:
- оборудование: краски, кисти, цветные и графитные карандаши, ластик, палитра, ножницы, непроливайки, зубные щётки, воск, ткань для батика, альбомы, цветная бумага для оформления работ.
Учебно- наглядные пособия: репродукции картин, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, дидактические и настольно – печатные игры, диски с записями классической музыки, диафильмы и книги о художниках – пейзажистах.
-ТСО: диапроектор, компьютер, магнитофон.
Прогнозируемый результат:
- дети умеют эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от пребывания в природе и от её изображения.
- проявляют желание изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
-стремятся бережно относиться к окружающей природе.
- умеют изображать пейзаж, правильно соблюдая композицию.
- умеют применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы.
Мероприятия по реализации программы.
Сентябрь
Тема: «Вспоминая лето»
Наблюдения: 1. За цветущими клумбами. За ягодами рябины красной и черноплодной. За деревьями в дождь и после дождя.
Экскурсия к водоёму.
Выставка фотографий на тему «Как я провёл лето»
Чтение. И. Суриков «Лето», Н. Некрасов «Зелёный шум».
НООД. 1. Рассматривание картины И. Пластова «Сенокос».
Цель: Знакомить детей с произведениями живописи русских художников
2. Рисование
«Картинка про лето»
Цель: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, познакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её в собственном творчестве.
3. Рисование пальчиками
«Рябиновые гроздья»
Цель: Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.
Помочь детям осознать ритм, как изобразительно-выразительное средство.
Дидактическая игра: «Составь дорожку»
Цель: Учить детей составлять морфологическую дорожку одного цвета (от бледного до насыщенного)
Индивидуальная работа: диагностика изобразительных умений и навыков.
Работа с родителями:
1. Консультация
«Что такое пейзаж?»
2. Информационный листок:
- «Знакомство разделом программы «От рождения до школы»
3. Участие в выставке «Умелые руки»
Октябрь
Тема «Краски осени»
Наблюдения: За деревьями и кустарниками в осеннем убранстве.
Цель: сравнить расцвечивание листвы на разных деревьях и кустарниках.
За осенними цветами и плодами.
Экскурсия «Золотая осень в парке».
Цель: продолжать формировать интерес к природе, умение видеть, наблюдать, испытывать эстетические чувства от созерцания осенней природы.
Выставки:1. Фотографии «Люблю я пышное природы увяданье»
2. Детских работ «Рябиновые гроздья».
Чтение: А. Толстой «Осень»; Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке»; Е. Благининой «Рябина»; Ю. Капотов «Листопад»; И. Михайлова «Как обидно»; Авдиенко «Золотая осень»
НООД: 1. Познаю мир «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Цель:Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить выделять в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
2. Рисование «Осенние мотивы» (раздувание краски)
Цель: Познакомить детей с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия
Дидактическая игра «Осенние ветки"Цель: Путём моделирования создавать композицию осенней ветки. Точно передавать особенности строения и расположение листочков на ветке.
Дидактическая игра «Составь пейзаж». Цель: Учить детей создавать пейзаж, используя рисунок или схему; развивать творческое воображение.
Игровое упражнение «Такой листок лети ко мне». Цели: узнавать по внешнему виду и правильно называть с какого дерева лист.
Индивидуальная работа. Показать различные способы изображения крон деревьев. Показ способов лепки разноцветной листвы.
Работа с родителями. 1. Консультация «Нетрадиционные техники в рисовании».
2. Информационный листок «Рисуем и вырезываем осенний пейзаж»,
Ноябрь
Тема: «Унылая пора»
Наблюдения:За состоянием неба; за ветром; за степенью тепла и холода; за деревьями и кустами; за покровом земли; за дождём; наблюдение из окна за деревьями и кустарником в дождливую и ветреную погоду
Экскурсия: «Поздняя осень в лесу». Цели:учить детей находить изменения в окружающей природе с приходом поздней осени. Продолжать формировать умение видеть красоту природы в любом состоянии.
Фотовыставка «Такая разная осень»
Чтение: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», В. Авдиенко «Осень», Садовский «Осень», И. Мазин «Ноябрь», Головин «Осень», А. Плещеев «Скучная картина»,
НООД. 1. Рисование по мокрому слою бумаги «Дожди». Задачи: познакомить со способом изображения по мокрому слою. Дать понятие «городской» пейзаж. Развивать воображение.
2. Рисование «Дорога с облаками».
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием пейзаж; учить видеть, понимать и изображать красоту природы в любом состоянии погоды.
Дидактическая игра «Составь пейзаж». Цель: Продолжать учить составлять пейзаж, используя модели и схемы. Развивать фантазию и воображение.
Словесная игра «Перелётные птицы». Цель:расширять и обогащать словарный запас детей; классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
Индивидуальная работа. 1. Смешивание краски для получения новых оттенков. Отработка способов изображения деревьев (стволов и веток).
2. Начальная диагностика умений и навыков по изображению пейзажа.
Работа с родителями. 1. Сообщение на родительское собрание «Как писать пейзаж? Пространство, цвет, форма, текстура и линии информационный листок «Рисуем по мокрому слою бумаги»;
2. Развлечение «Осенний праздник».
Декабрь.
Тема: «Вот и наступила зима»
Наблюдения: За тем, как идёт снег; за формой снежинок; за ледяными узорами на стекле; за сугробами и снегопадом; за деревьями и птицами.
Экскурсии: 1. «Ель красива во все времена». Цель: Уточнить представление о строении ели. Показать красоту дерева (стройность, пирамидальная форма, зелёный наряд, снежное убранство).
2. «Зима в парке». Цель: Уточнить представление детей об изменении в природе с приходом зимы.
Выставки: 1. Репродукций картин художников о зиме.
2. Детских работ на тему «Такая разная осень».
Чтение: Н. Сладков «Суд над декабрём»; А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя»; Е. Трутнева «Первый снег»
НООД. 1. Познаю мир «Зима». Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима, три белых коня, снежная буря, вьюга и т. д.
2. Лепка на пластине «Зимние деревья». Цель: совершенствовать умение детей создавать пейзаж, используя различные материалы. Передавать красоту, строение берёзы зимой.
3. Рисование «Зимний пейзаж». Цель:Познакомить детей с понятием «сельский» пейзаж; учить передавать его особенности, через построение композиции. Продолжать использовать в рисовании алгоритмы и схемы.
Сюжетно-ролевая игра «Телерепортаж о приходе зимы в город».Цель: Обогащать и расширять ролевое взаимодействие детей.
Дидактическая игра «Составь зимнюю картинку».
Словесная игра «Что изменилось?» Цель: Развивать наблюдательность, продолжать учить передавать свои мысли сложными предложениями.
Индивидуальная работа: 1. Развитие речи: использование понятийной модели при описании птиц;
2. Показ способов изображения заснеженных деревьев.
3. Рассматривание альбома с картинками «Зима».
Работа с родителями. 1. Информационный листок «Зимний пейзаж на пластине».
2. Участие в конкурсе «Вместо ёлки праздничный букет».
Январь
Тема: «Мороз и солнце»
Наблюдения: За солнцем; за узорами на стекле; за деревьями и кустарниками в мороз и оттепель; за дымом из труб; за небом в морозный день; за вечерним городом.
Экскурсия в краеведческий музей: Цель: познакомить детей с залом природы родного края, особое внимание обратить на составлении композиции (звери и окружающий пейзаж)
Выставки: 1. Детских работ на тему «Вот и пришла зима»;
2. Книг с иллюстрациями художников к сказкам «Снегурочка и лиса», «Заячья избушка», «Зимовье зверей»
Чтение:И. Полуянов «Шепот снегов»; П. Киричанский «Мороз»; русской народной сказки «Мороз Иванович», сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Заколдован невидимкой…».
НООД. 1. Развитие речи «Зимняя сказка». Цель:Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Учить образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных.
2. Рисование «Распустились кисти белой бахромой».
Цель:Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы; учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы.
3. Аппликация «Краски зимы».
Цель: Продолжать создавать пейзаж, используя схему; совершенствовать умение вырезывать детали из бумаги сложенной вдвое.
4. Музыкальное занятие Слушание произведений П. И. Чайковский «На Тройке» и А. Вивальди «Зима».
Цель: учить детей слушать и понимать классические произведения; дать понятие пейзаж настроения.
Дидактическая игра «Составь пейзаж»;
Сюжетно-ролевая игра «На улицах зимнего города».
Цель: Обратить внимание на развитие сюжетного замысла.
Индивидуальная работа: 1. Упражнение на различие цветового спектра «Теплый – холодный».
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и открыток о зимней природе.
Работа с родителями:1. Консультация «Проявление творческих способностей в изображении природы»;
2. Информационный листок «Воск в рисовании пейзажа».
Февраль
Тема: «Заметает пурга белый путь»
Наблюдения: За февральскими метелями, за сугробами (почему они наметают с одной стороны); за деревьями в метель; за заснеженными домами.
Экскурсия в парк после метели.
Цель: Обратить внимание на заснеженные деревья, на то, как много снега лежит под деревьями, какие чудесные рисунки намела метель в парке.
Выставка детских работ на тему: «Мороз и солнце».
Чтение: В. Архангельский «Летят снежные пушинки», Г. Скребицкий «Четыре художника Зима», А. С. Пушкина «Зима».
НООД. 1 Рисование по произведениям В. Фетисова «Зимние краски» и Г. Ладонщикова «Прилетели метели»: «Где гуляет зима, что она принесёт».
Цель: Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита.
2. Рисование: «Зимние напевы» (набрызг).
Цель:Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
3. Познавательное. Рассматривание картины И. Шишкина «Иней»».
Цель: Учить детей замечать и правильно описывать композиционные особенности картины. Обогащать речь эпитетами.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель:Продолжать знакомить с картинами известных художников о зиме, правильно называть и картину, и автора.
Дидактическая игра «Составь пейзаж».
Индивидуальная работа:1. Показ способов передачи цвета снега от освещения.
2. Промежуточная диагностика умений и навыков по изображению пейзажа.
Работа с родителями 1. Открытое занятие для родителей «Зимние напевы»;
2. Информационный листок «Рисование набрызгом».
Март
Тема: «Там, где не разу я не был»
Наблюдения: за комнатными растениями - тропическими, субтропическими такими как: диффенбахия, папоротник, пальма «Хамедорея»; суккуленты – алоэ, сенсевьера; За рыбками в аквариуме.
Экскурсия в краеведческий музей.
Цель: Познакомить детей с мореплавателем и нашим земляком Г. И. Невельским. Знакомство с устройством корабля, рассматривание эстампов неизвестных художников «Амурский лиман», «Зимний посёлок Мангунов на Амуре».
Выставки:1. Картин (репродукций) И. Айвазовского, П. Куинджи о море, горах, экзотических странах.
2. Детских работ на тему «Заметает пурга белый путь».
Чтение: М. Пляцковский «Колючка на ужин», С. Баруздин «Интересно прокатиться», А. Митяев «Первый полёт», В. Бороздин «Звездолётчики».
НООД: 1. Рисование «Морской пейзаж»
Цель: Познакомить детей с понятием морской пейзаж, дать схему последовательности построения пейзажа; учить рисовать по представлению.
2. Расчёсывание краски «Верблюд в пустыне»
Цель: Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне.
3. Граттаж «Космический пейзаж».
Цель: вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира. Научить новому способу получения изображения – граттажу.
Настольно – печатная игра «Звёздный путь». Цель: закрепить знания о звёздах, планетах, о космических аппаратах, полётах в космос.
Дидактическая игра «Составь пейзаж»
Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты»Цель:Продолжать обогащать игровой замысел детей.
Индивидуальная работа: Показ способов изображения животных и деревьев (верблюд и пальмы).
Работа с родителями:1. Информационный листок «Расчёсывание краски» и «Граттаж»;
2. Участие в конкурсе рисунков по пожарной безопасности.
Апрель
Тема: «Весёлый апрель улыбнулся, запел, загалдел, заиграл».
Наблюдения: За снегом; за облаками; за талыми водами; за погодой; за растениями; за почками на деревьях; за насекомыми, птицами, травой.
Экскурсия к грачевнику.
Цель: Расширять представления детей о жизни птиц (перелётных)с приходом весны: строят гнёзда, готовятся к появлению птенцов; обратить внимание на шум и гомон.
Выставки: 1. Детских работ на тему «Там, где не разу я не был»;
2. Репродукций картин о весне.
Чтение: Н. Сладков «Весенние радости» и «Ручей», Э. Шим «Солнечная капля», Г. Скребицкий «На лесной поляне», Н. Павлова «Под кустом», Стихотворения о весне А. Плещеева, А. С. Пушкина, А. Фета, А. Блока, Е. Баратынского.
НООД. 1. Рисование «Весна пришла, весна пришла». (2 занятия) Цель: Обучать детей технике рисования подмалёвка и композиционному решению при изображении деревьев «далеко – близко».
2. Аппликация «Весна» Цель: Совершенствовать умение изображать пейзаж, используя имеющиеся навыки в вырезывании.
3. Батик «Берёзка». Цель: Познакомить детей с техникой рисования – батик, с разными способами создания рисунка на ткани. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои
впечатления в рисунке.
4. Музыкальное занятие Слушание произведений С. Фортэ «Пробуждение» и П. И. Чайковский «Май. Времена года».
Цель:Развивать умение слушать классические произведения, рассказывать о том, что представляли в процессе слушания.
Сюжетно – ролевые игры «Юные капитаны» и «Строим канал».
Цель: Совершенствовать умение организовывать игру по предложенному сюжету; подбирать атрибуты, строить декорации (если необходимо).
Дидактические игры: «Составь пейзаж» и «Разрезные картинки».
Индивидуальная работа:отработка способов изображения на ткани; смешивание краски для получения разных оттенков зелёного.
Работа с родителями: 1. Информационный листок «Рисование в технике батик».
2. День открытых дверей.
Май
Тема: «Цветущий май»
Наблюдения:За цветущими растениями и деревьями; за насекомыми; за поведением птиц; за молодыми листочками на деревьях.
Экскурсия в весенний парк
Выставки: 1. Детских работ «Весёлый апрель»;
2. Фотографий «Цветущий май».
Чтение: Я. Колос «Песня о весне», Я. Годин «Берёзка», А. Пушкин «Только что на проталинках весенних…», А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую», Л. Квитко «К солнцу».
НООД. 1. "Черёмуха в цвету"
Цель: Познакомить детей с техникой рисования тычком. Совершенствовать чувство композиции и ритма
2. Итоговый КВН.
Цель: Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. Воспитывать художественное восприятие детьми
Произведений искусства.
Дидактическая игра «Назови правильно»,
игра «Составь пейзаж».
Индивидуальная работа:1. Показ способов изображения цветов,
2. Итоговая диагностика изобразительных умений и навыков.
Работа с родителями: Совместная работа детей и родителей «Яблони в цвету»
Проверка изобразительных знаний, умений и навыков проводится по анализу детских творческих работ, в ходе игровых упражнений, в беседах с детьми и родителями, в наблюдениях за детьми.
Критерии освоения программы:
1. Дети умеют эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от пребывания в природе и от её изображения.
2. Проявляют желание изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
3. Стремятся бережно относиться к окружающей природе.
4. Дети умеют изображать пейзаж, правильно соблюдая композицию.
5. Умеют применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы.