Любовь Мухаметзянова
Отчет по работе кружка «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной группе с детьми была организована кружковая работа "Умелые пальчики". Посещало кружок 10 человек.
Форма работы. Кружок проводился 2 раза в месяц, во вторую половину дня. Возраст детей 6 лет. Обучение детей происходит на специально организованных занятиях по запросам родителей на безвозмездной основе. Сроки работы кружка : с октября по май.
Публикация «Отчет по работе кружка „Умные пальчики“» размещена в разделах
Актуальность. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. При развитии мелкой моторики и графических навыков у дошкольников необходимо:
1. Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии; мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
2. Развивать общую моторику, графомоторику, двигательные функции рук, зрительно-моторную координацию, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление, внимание и память, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к процессу обучения в целом, усидчивость, аккуратность.
4. Познакомить с тетрадью, учить правильно работать с ней, контролировать способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.
Необходимо уделять большое внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Для занятий по подготовке руки ребё нка к письму используются следующие игровые задания и упражнения:
Работа с линиями. Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини», создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыком письма.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
Раскрашивание. Научить детей правильному раскрашиванию: не выходить за пределы контура, делать закрашивание сплошным, без полос;
Штрихование. Внимание ребёнка обращается на направление штриховки (стрелка, одинаковое расстояние между линиями и их параллельность. Во время работы дети учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений.
Обведение по точкам и по контуру. Это упражнение развивает внимание, формирует тонкие моторные навыки.
Дорисовывание. Развивает воображение, творческое мышление.
Через каждые 5-10 минут работы ребёнку необходим отдых. Для этой цели на занятиях проводятся физкультурные минутки. Пальчиковая гимнастика является важной частью развития мелкой моторики. Она увлекательна, способствует развитию речи, творческой деятельности.
Графический навык предполагает: Умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации – широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона, устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
Ожидаемые результаты работы :
1. Совершенствована мелкая моторика руки;
3. Сформированы умения и навыки работы со счетными палочками.
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
• укрепление руки, улучшение координации движений;
• усвоение правил письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке;
• совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
• умение ориентироваться в пространстве листа, строки.
• поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
• снижение психологической нагрузки ребенка.
Этот кружок я провожу уже второй год (начала вести в старшей группе и продолжила в подготовительной группе).
На занятиях в кружке мы с детьми разучивали пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики руки.
Так же учились с детьми видеть в тетради клетки (мы в старшей группе начинали с тетрадей в крупную клетку, а в подготовительной группе знакомились с тетрадью в мелкую клетку).
Учила детей ориентироваться на листе в тетради (обводили клетки, писали линии- прямые и наклонные, рисовали флажки, квадратный забор, низкий высокий забор, рисовали треугольники, ромбы. Прямоугольники, трапеции многоугольники, корабли)
Учились обводить по пунктирным линиям изображение, штриховали фигуры, дорисовывать вторую часть картинки раскрашивать его.
Учила детей отсчитывать от заданной точки определенное количество клеток -графические диктанты:» Узор», «Ключик», «Слоник», «Домик» «Машина», «Заяц», «Летящая птица», «Змея», «Уточка», «Бабочка», «Гусь»-все это способствовало развитию внимания, усидчивости.