Раиса Шабаева
Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа исследования
по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Экспериментальная работа проходила на базе МДОУ в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
1 этап – констатирующий.
Публикация «Программа исследования „Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель констатирующего этапа экспериментального исследования : выявление уровня развития представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста.
Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования : тесты, в состав которых входили следующие дидактические игры:
1. «Какой формы?»
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
– Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребенок находит карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
– Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т. д.
2. «Мозаика».
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм надо выложить сложные картинки.
3. «Почини коврик».
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) ее на дырку.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования оценивались по десятибалльной системе:
8–10 баллов – ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4–7 баллов – ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1–3 балла – ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3–5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.
Таблица 2.1
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования
Уровень развития представлений
о пространственных геометрических
фигурах Количество
человек %
Высокий (8–10 баллов) 3 21,4
Средний (4–7 баллов) 7 50
Низкий (1 –3 балла) 4 28,6
Итого 14 100
Половина детей (50 %) показали достаточно хороший уровень знаний о пространственных геометрических фигурах. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4 % детей. Почти треть дошкольников (28,6 %) имеют недостаточные представления о пространственных геометрических фигурах.
2 этап – формирующий.
Цель формирующего этапа экспериментального исследования : развивать у детей старшего дошкольного возраста представления о пространственных геометрических фигурах.
Содержание формирующего этапа экспериментального исследования : геометрические диктанты и игра «Волшебный мешочек».
Большой интерес у детей 6–7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.
Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.
Дети делятся на команды и становятся возле заранее подготовленных взрослыми столов так, чтобы они стояли лицом друг другу (в случае, если команды 3 или 4, то столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат (4 команды) или треугольник (3 команды).
К каждому столу заранее прикрепляется лист ватмана и именно на этом листе дошкольники должны расположить яркие геометрические фигуры таким образом, как диктует воспитатель. Удобно в этом случае работать с математическим набором С. В. Капелько и Т. В. Тарунтаевой.
Воспитатель диктует детям:
– В правом верхнем углу положите синий квадрат.
– В левом нижнем углу горизонтально положите синий прямоугольник.
– Над прямоугольником расположите зеленый треугольник так, чтобы два его угла находились над одной из сторон прямоугольника и т. д.
Необходимым условием является возможность детей в команде обсудить, как правильно расположить фигуру, а капитану принять самостоятельное решение в случае возникновения спорной ситуации.
После окончания диктанта дошкольники, сравнивая полученные результаты, увидят, что, несмотря на то, что воспитатель диктовала одинаково для всех, результаты у каждой команды получились разными, так как то, что для одних было верх листа, для другой команды – низ. Интересно можно построить работу с обычными календариками, которые раздаются каждой команде (с разными картинками). Задание: найдите на календарике все математическое. В этом случае дети не только знакомятся с математикой, но и развивают внимание, память, речь, расширяют словарный запас.
Игра «Волшебный мешочек» используется многими воспитателями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. В «волшебный мешочек» складываются различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму (или просто пластмассовые геометрические фигуры). Дети садятся вокруг воспитателя. На основе считалки определяется ребенок, которому выпадает роль ведущего. Дошкольник находит в мешочке предмет и описывает его словами, не показывая остальным детям и не называя его. Задача ровесников – отгадать, о какой геометрической фигуре (или предмете) идет речь. Дети имеют право задавать вопросы ведущему, а он, отвечая на них, должен сказать так, чтобы не назвать угадываемый предмет.
3 этап – контрольный.
Цель контрольного этапа экспериментального исследования : выявить динамику развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о пространственных геометрических фигурах.
Содержание контрольного этапа экспериментального исследования : игра «Волшебный мешочек».
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования в сравнении с результатами констатирующего этапа представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.
Таблица 2.2
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования
Уровень развития представлений
о пространственных
геометрических фигурах Констатирующий этап
Контрольный этап
Кол-во человек %
Кол-во человек
%
Высокий (8–10 баллов) 3 21,4 9 64,3
Средний (4–7 баллов) 7 50 3 21,4
Низкий (1 –3 балла) 4 28,6 2 14,3
Итого 14 100 14 100
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
– число учащихся с высоким уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах увеличилось на 42,9 % (с 21,4 % до 64,3 %);
– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 28,6 % (с 50 % до 21,4 %);
– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 14,3 % (с 28,6 % до 14,3 %).
Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности использования предлагаемых геометрических диктантов и игры