Вихляева Севиля
Программа психологических занятий «Успешный родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Антошка»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Принято
на заседании
Педагогического совета
Протокол №
от «_»___ 20___ г. «Утверждено»
Заведующим МБДОУ№14 «Антошка»
___А. Б. Тамулянис
Приказ№___
от»___ «___20___г.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Публикация «Программа психологических занятий „Успешный родитель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа психолога. Программы
- Темочки
«УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ»
(В основе лежит программа Марковской И. М.
«Тренинг взаимодействия родителей с детьми»)
Разработала
педагог-психолог :
Вихляева С. С.
г. Симферополь,2020г
Содержание
1. Введение.
2. Пояснительная записка
2.1Актуальность программы
3. Цель и задачи программы
4. Направленность программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Формы и методы, используемые в работе детско-родительской группы
7. Этапы реализации программы.
8. Тематический план тренинговых занятий.
9. Литература.
1. Введение
Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте - родители и
воспитатели.
Макаренко А. С.
.
Программа «Успешный родитель» разработана в соответствии с нормами российского законодательства и основополагающих документов, касающихся государственной образовательной политики: родители являются полноценными участниками образовательного процесса, они должны быть «активными субъектами образовательной политики», участвовать в управлении образованием.
В основу положены следующие нормативные документы:
- Семейный кодекс РФ, статьи 63и 64;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 3 пункт 1,
статья 44 пункт 3 п. п. 7;
-Закон РФ «Об основах гарантии прав ребёнка в Российской
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1Актуальность программы
Гармоничные, открытые, искренние, принимающие отношения детей с их с родителями являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются люди. Фундамент личной успешности, счастья и благополучия в семье, гармонии во взаимоотношениях с собственными детьми закладывается в родительской семье.
Обращающиеся к психологу родители, как правило, чувствуют неуверенность во взаимоотношениях с детьми, и, будучи неуверенными сами, внушают страхи и неуверенность своим детям, или, напротив, желая не повторить своего горького опыта, окружают детей излишней опекой и помощью, которая приводит детей и подростков к беспомощности и слабоволию. У таких родителей часто отсутствует опыт позитивных отношений со своими родителями, и, в результате, они из благих побуждений, или от незнания, повторяют негативный опыт своих родителей, сами того не желая. Родители часто используют неэффективные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.
По опыту работы психологов Центра основными причинами детско-родительских трудностей являются :
• недостаток педагогических и психологических знаний;
• полученные в родительской семье негативные стереотипы воспитания;
• личностные проблемы и особенности родителя;
• влияние проблемных семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как физического, психического и социального благополучия. В последние десятилетия в психологии сделано ряд замечательных открытий. Одно из которых – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.
Актуальность проблемы и детско-родительских отношений заключается в том, что новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями и детьми. До настоящего времени психологическая помощь семье оказывается в рамках групповой работы отдельно родителей и детей. Мы предлагаем объединение и проведение совместных групповых занятий родителей с детьми. Такая совместная форма занятий наряду с традиционной тренинговой формой служит созданию общности в семье, единению, сплочению семьи, установлению доверительных взаимоотношений родителей и детей.
3. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье и гармонизации детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Повышение психологической грамотности родителей (в теоретических и практических занятиях)
2. Эмоциональная поддержка родителей, эмоциональная поддержка детей.
3. Расширение возможностей понимания своего ребенка в ходе совместных игровых взаимодействий.
4. Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
5. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
6. Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
7. Снижение эмоционального напряжения в детско-родительской паре.
8. Расширение границ мышления родителей, обогащение эмоционального опыта детей.
9. Активизация коммуникаций в семье.
4. Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Занятия для родителей и детско-родительские занятия направлены на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы детей, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений в семье на основе совместной игровой деятельности. На совместных детско-родительских занятиях детям и взрослым можно развить свои способности и двигательные качества, научиться устанавливать контакт с окружающими, снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, понять свои личностные особенности, свойства характера.
Занятия по программе «Успешный родитель» востребованы не только родителями, но и в первую очередь детьми. Детям нравятся игровые состязания со своими родителями, проявление своей силы и активности, опыт совместной победы и опыт глубокого контакта.
Занятия по программе пропагандируют психологическое здоровье семьи, воспитывают чувство семейной общности, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению традиций семейного воспитания, формированию навыков общения и взаимодействия в семье.
5. Методическое обеспечение программы
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок, и родитель в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Основной подход, используемый в программе – когнитивно-поведенческий. Программа «Успешный родитель» опирается на представления о развитии личности в отечественной психологии развития и в когнитивно-бихевиоральном подходе, где содержанием детства являются социализация и обучение. Главная задача коррекции детско-родительских отношений в рамках этого подхода - помочь ребенку вместе с родителем усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Через отрицательное и положительное подкрепление адаптивных вариантов поведения, с помощью способности к научению через подражание, следование инструкциям педагога и помощи родителя происходит усвоение норм, правил, понятий, в том числе моральных, - все это есть не что иное, как механизмы формирования супер-эго, совести, самоконтроля как регулятора морального поведения.
Следующий методологический подход, используемый в программе - это Адлеровская модель воспитания (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на осознании и изменении поведения родителей на основе принципа взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются идеи «равенства», «сотрудничества» и обучения детей на основе «естественных результатов, последствий» их действий. С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.
Еще одна методологическая основа программы - это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон, которая базируется на теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители с детьми усваивают три основных умения:
1. Активного слушания;
2. Доступного для ребенка и родителя выражения собственных чувств;
3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.
Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.
Специалист, реализующий данную программу должен владеть рядом педагогических компетенций:
- Организаторская компетентность - умение создавать мотивацию, интерес, благоприятный психологический климат в детско-родительской группе; способность ориентироваться во времени (планирование и соблюдение протяженности основных этапов, гибкое поведение в нестандартной ситуации.
- Аналитическая компетентность - способность критически осмыслить результаты своей деятельности (видеть достоинства и недостатки, определять их причины и намечать возможные пути дальнейшей работы) умение грамотно, свободно и доступно формулировать свои мысли, делать выводы и обобщения.
- Интеллектуально-педагогическая компетентность – педагогические знания и умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к инновациям;
- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность - речевые навыки, умение слушать, проявлять эмпатию (сопереживание, понимание другого, навыки установления контакта, заинтересованность в получении обратной связи и адекватное реагирование на нее.
- Умение правильно общаться с родителями детей и подростков – находить общий язык, передавать информацию о ребенке, направлять действия родителя в позитивном направлении.
6. Формы и методы, используемые в работе детско-родительской группы
В работе детско-родительского клуба используются разнообразные психологические методы и технологии :
- сюжетно-ролевая игровая деятельность (по правилам и в творческой форме);
- дискуссия, мозговой штурм, обмен мнениями;
- ролевая игра, элементы психодрамы;
- анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ходе решения проблем;
- разрешение конфликтных ситуаций через выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации;
- специальные тренинговыеупражнения на развитие навыков:слушания, выражения чувств, оказания поддержки, похвалы, обратной связи, управления поведением и др. ;
- арт-терапевтические методы;
- когнитивно-поведенческие ролевые игры
7. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап:
- опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
Основной этап
В ходе основного этапа реализация проекта (с сентября по май) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечение родителей (см. тематический план).
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:
• Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
• Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
• Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
• Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
• Метод визуализации для взрослых.
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий
• Формирование группы происходит на добровольной основе.
• Во время занятий участники находятся в кругу на стульчиках, или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
• Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.
• Каждое занятие для родителей рассчитано на 50 мин.
• Каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-50 минут.
• Для совместных занятий с детьми используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше вторая половина дня.
• При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.
• Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных: не бить, не ломать, не ругаться и т. п.
• Взрослый, обеспечивает необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля.
• Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам, акцентируется внимание педагога-психолога ко всем аффективным проявлениям детей.
Общая структура тренингового занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входят комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
8. Тематический план тренинговых занятий
Номер и тема занятия Участники занятий Количество занятий Время проведения
1. Мой дом – моя крепость Родители 1 Сентябрь
2. Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению Родители 1 Октябрь
3. Я - сообщение Родители 1 Ноябрь
4. Чем мы так похожи? Ребенок и взрослый 1 Декабрь
5. Мальчики и девочки – два разных мира Родители 1 Январь
6. Активное слушание Родители 1 Февраль
7. Играем и развиваемся вместе Ребенок и взрослый 1 Март
8. Школа. Ожидание и реальность. Ребенок и взрослый 1 Апрель
9. Мир детей и взрослых Родители 1 Апрель
10. Роль отца в воспитании детей Ребенок и взрослый 1 Май
11. Детская истерика. Родители 1 Май
9. ЛИТЕРАТУРА:
1. Журнал «Психолог в детском саду» №2 -2008г., №4 -2008,№3 – 2007г., №4 – 2007г., №4 – 2006г.
2. Горшенина В. В., Самашкина И. В. ,Черкасова Н. П. Система работы детского сада по предупреждению ти преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006г.
3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействияс семьей. Айрис Пресс, 2006, Москва.
4. Составитель Миронова М. М. Психология среднего и старшегоь возраста., Корифей, Волгоград, 2006.
5. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
6. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание в условиях ДОУ.
7. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в д/с. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005
8. Интернет-ресурсы.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, Москва, 2006
10. Алябьева А. Е., Психогимнастика в начальной школе /М. : Сфера, 2005 г – 84 с.
11.. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка/ М. : Изд-во АСТ, 1997. – 432 с.
12. Грецов А. Г., Практическая психология с детьми/ М. : Питер, 2007 – 211 с.
13. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб. : Речь, 2001 – 190 с.
14. Осипова Е. Г., Чуменко Е. Н. Конфликты и методы преодоления/ М. : Чистые пруды, 2007, - 32 с.
15. Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции : тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д. : Феникс, 2007.-339 с.