Гром Вера
Программа профилактических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (Н. Новикова и А. Царькова)
Занятие 1. Тетенька Темнота (страх темноты)
1. Ритуал приветствия «Что радостного было на выходных?».
2. «Жмурки».
3. «Тетенька Темнота». Один из ведущих становится тетенькой Темнотой, облачается в длинное темное покрывало и заранее прячется в комнате. Другой ведущий рас-сказывает детям историю про тетеньку Темноту, которой грустно, потому что с ней никто не хочет дружить, все ее боятся и включают свет, как только она появляется на пороге. Ведущий говорит и про темные уголки комнат — маленьких деток Темноты, которые грустят вместе с ней. После этого дети вместе с ведущим идут искать тетеньку Темноту и находят ее.
Публикация «Программа профилактических занятий» размещена в разделах
Реквизит: длинное темное покрывало (можно темные шторы, затемненная комната;
4. «Беседа с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота рассказывает детям про свою печаль и просит их подружиться с ней. Дети по желанию трогают Темноту, жалеют ее, говорят ласковые слова. Затем желающие могут превратиться в саму тетеньку Темноту, накинув на себя ее темное покрывало. Остальные дети продолжают жалеть ее.
5. «Танец с тетенькой Темнотой». Взявшись за руки, дети под музыку водят хороводы с тетенькой Темнотой.
6. «Игры с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота предлагает детям сыграть с ней в игры, которые любят дети (дети выбирают сами).
7. Релаксация «Пляж» (см. кн. К. Фопеля).
8. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь
9. Ритуал прощания. Салют.
Занятие 2.
Цели и задачи. Устранить либо частично обесценить страх темноты, повысить са-мооценку, развивать ориентацию в темноте, тактильные, кинестетические ощущения, формировать коммуникативные навыки, развивать фантазию, креативное мышление, речь, логику, мышление.
Для детей младшей и средней групп
(по пособию Е. Синицына «Умные сказки»)
Оборудование. Волшебный цветок (свеча в форме цветка, по два билета одного цвета на каждую пару детей, нарисованные городские дома.
Ход занятия
Психолог. Дети, сейчас мы попадем в чудесную страну, где вещи умеют чувствовать и говорить.
Дети подходят к Волшебному цветку, встают в круг, берутся за руки, читают стихотворение.
Волшебный цветок, в сказку веди,
Не дай, Цветок, ослабнуть в пути.
Ты смелость и свет нам скорей подари
И сказку новую оживи!
Психолог. Вот мы и попали в страну Услышляндию. Как вы думаете: что чувствуют эти стены? О чем они говорят? (Ответы.) А о чем могут говорить пол? Зеркало? Машины и деревья на улице? (Ответы.) Давайте представим, что мы автобусы. О чем мы можем думать, говорить? Чего мы можем бояться? (Ответы.) Сегодня мы узнаем, о чем думал и что чувствовал маленький автобус, который очень боялся темноты. Слушайте.
Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все они умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря, а потом из города в деревню. И так весь день: туда и обратно, туда и обратно.
Игра «Автобусы и пассажиры». «Автобусы» должны найти своих «пассажиров» по билетам одного цвета. Нашедшие друг друга, взявшись за руки, «ездят» под музыку, пока другие «автобусы» ищут своих «пассажиров». Во время игры нельзя говорить.
Психолог. Малютка-автобус часто проделывал этот путь днем, но ездить поздно вечером ему еще не приходилось. К тому же он очень боялся темноты. Покажите, как он боялся.
Этюд «Страх». Дети пантомимически изображают испуг.
Психолог. И вот мама сказала ему. Что могла сказать мама малютке- автобусу? Ка-кими словами можно утешить, подбодрить? (Ответы.) Мама рассказала малютке-автобусу историю о Темноте, которая очень боялась автобусов. У нее тоже была мама, и однажды она сказала ей: «Не надо бояться! Если ты побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, - звезды не узнают, что пора светить, а люди - что пора спать. Ну же, смелей!».
Пантомимический этюд «Темнота боится». Дети показывают настроение и состояние Темноты под чтение стихотворения.
Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я направо, налево, кругом,
Но только спуститься я вниз не могу.
Автобусов страшно боюсь. Но, друзья,
На землю спускаться - работа моя.
Психолог. Наконец Темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь нее промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей понравилось: «Пожалуй, немножко щекотно и очень весело».
Подвижная игра «Поймай Темноту». Двое детей (автобус, взявшись за руки, ловят Темноту (всех остальных) и присоединяют к себе.
Психолог. Позднее, когда появилась луна, Темнота играла в прятки с домами. А утром взошло солнце и отправило Тем-
ноту домой. Она с радостью сообщила маме, что уже не боится автобусов.
Игра «Темнота ищет дом». Дети ищут заранее спрятанные нарисованные дома, психолог направляет их движения по залу словами «горячо» и «холодно».
Психолог. Когда мама-автобус закончила свою историю, малютка-автобус сказал: «Ладно, поеду». Пришел водитель, завел мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам, и маленький автобус поехал прямо в Темноту к большому городу.
Упражнение «Автобус едет в Темноту». Дети вместе с психологом встают друг за другом и «ездят» (ходят) по практически не освещенному «городу» (залу).
Психолог. А теперь мы должны покинуть эту страну: наше время истекло. Скорее к Чудо-цветку!
Волшебный цветок, сказка прошла,
Много чудес она принесла.
Скорее домой, Цветочек, неси
И все, что узнали, в нас сохрани!
Ну, вот мы и узнали одну маленькую историю. Как вы думаете: теперь Темнота и автобусы будут бояться друг друга? Что нужно делать для того, чтобы не бояться? (Ответы.)
Занятие 3.
Оборудование. Волшебный цветок, гирлянды, диапроектор, диафильм «Ахи-Страхи», фонарик.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте, дети! Сегодня мы опять отправимся в чудесную страну. Там мы встретим прекрасную героиню красивую, но грустную. А кто это, вы узнаете позже.
Дети подходят к Волшебному цветку, встают в круг, берутся за руки, читают стихотворение.
Волшебный цветок, в сказку веди,
Не дай, Цветок, ослабнуть в пути.
Ты смелость и свет нам скорей подари
И сказку новую оживи!
Психолог. И вот мы уже отправились на поиски нашей героини. Как вы думаете: по-чему так темно? (Ответы.) Да, потому что героиня наша не любит свет. Она не сердитая и не страшная, она просто не может жить при свете; она исчезает. Вы догадались, кто это? (Ответы.) А вот и она. (На стуле сидит воспитатель в черном костюме, плачет.) Кто ты? Почему ты плачешь? Темнота. Я - Темнота. А плачу я потому, что очень люблю детей, а они меня почему-то боятся.
Психолог. Ну что ты, Темнота, не все дети тебя боятся, а те, кто боится, не знают, как ты переживаешь. Дети, кто боится Темноты? (Ответы.) Милая Темнота, хочешь, мы с тобой поиграем?
Подвижная игра -«Жмурки»-. Водящий с завязанными глазами ловит других участ-ников и узнает их на ощупь, психолог координирует движения.
Темнота. Ой, как весело! Спасибо, дети, а я вам за это покажу что-то красивое (включает гирлянды). Ведь и гирлянды, и салюты очень красиво смотрятся именно в темноте.
Психолог. Дети, а чем еще освещают таинственный мир темноты? (Люстрами, фонарями, фарами, рекламными вывесками, светильниками, свечами.)
Темнота. Дети, я хочу познакомить вас с одним из моих любимых развлечений.
Показ диафильма «Ахи-Страхи» и его обсуждение.
Психолог. А ведь смотреть диафильмы можно только в темноте! Ой, почему ты опять заплакала? Что тебя огорчило?
Темнота (всхлипывая). Вы-то хорошие, а все остальные так и будут меня бояться!
Психолог. Нет, мы расскажем всем, что ты совсем не страшная.
Темнота. Я им все время об этом говорю, но они меня не слышат.
Психолог. Дети, почему мы боимся темноты? А что можно сделать, чтобы не бояться ее? (Ответы.)
Темнота. Конечно, меня не стоит бояться, но не забывайте о том, что я иногда сама не вижу, что во мне прячется. Остерегайтесь открытых люков, ямок и других не-приятностей, которые можно просто не увидеть в темноте.
Психолог. Поэтому нужно взять фонарик. Вот посмотрите (достает фонарик). Только не светите на нашу Темноту - она боится света.
Дети. Почему ты боишься света?
Темнота. Я исчезаю при свете. А если я исчезну совсем и не спущусь на город вече-ром, то люди не узнают, что пора ложиться спать, а звездочки и луна не узнают, что пора выходить на небосклон. А теперь давайте опять поиграем, ведь со мной никто никогда не играл.
Подвижная игра «Кто поймает зайчика?». Темнота пускает «зайчика» фонари-ком, дети по очереди ловят его под музыку.
Темнота. Здорово! Очень мне с вами весело! Приходите ко мне еще! Придете? (Да.)
Психолог. Сейчас нам пора расставаться. Давайте запомним, что Темнота совсем не страшная, а очень, очень добрая. Дети, скорее подойдите к Цветку, пора возвращаться в детский сад.
Волшебный цветок, сказка прошла, Много чудес она принесла. Скорее домой, Цветочек, неси И все, что узнали, в нас сохрани! Психолог. Понравилось вам в этой сказке? Что сохранил в вас Волшебный цветок? Темнота какая? Чего нужно опасаться в темноте? Чем освещают волшебный мир темноты? (Ответы.)
Молодцы! Мы еще раз навестим Темноту? (Ответы.) Прощание.
Занятие 4.
Оборудование. Бенгальские огни, мешочек с разными предметами, маленькие фонарики (на каждого ребенка, кувшин, большой пазл (с изображением кувшина, Волшебный цветок, стулья детские (пять-шесть штук, скользящая материя больших размеров, «тоннель» из обручей, обтянутых тканью.
Ход занятия
Занятие проводится в темном зале при одном слабом источнике света.
Психолог. Здравствуйте, дети! Сегодня мы опять попадем в сказку к чудо-темноте. Давайте вспомним, что произошло, когда мы ее видели в последний раз. (Ответы.) А теперь подойдем к Волшебному цветку, который поможет нам попасть в новую сказку. (Дети садятся вокруг Волшебного цветка.)
Волшебный цветок, в сказку веди,
Не дай, Цветок, ослабнуть в пути.
Ты смелость и свет нам скорей подари
И сказку новую оживи!
Психолог. Смотрите, дети, сегодня в зале совсем темно, но нам не страшно. Правда? Давайте попробуем найти Темноту.
Темнота (шепотом). Я тут, я тут!
Дети находят Темноту, ориентируясь на шепот, здороваются с ней.
Темнота. Дети, а я очень рада, что вы меня нашли и узнали. Интересно: узнаете ли вы друг друга в темноте?
Игры -«Узнай на ощупь» и «Узнай по голосу». Дети с завязанными глазами узнают друг друга на ощупь и по голосу.
Психолог. Как здорово! Вы хорошо знаете друг друга! Темнота, мне кажется, что ты сегодня какая-то странная. Что случилось? Ты съежилась, сгустилась.
Темнота. Все дело в том, что я не всегда знаю: что во мне прячется? То мне кажется, что на окне паук, а это, оказывается, цветок. То мне мерещится в углу Баба Яга (я ее очень-очень боюсь, а оказывается, это старое пальто на вешалке. Вот и теперь вон там стоит дракон (указывает на пианино).
Психолог. Дети, разве это дракон? А что же это? Давайте посветим фонариками. (Темнота указывает на предметы, дети высвечивают их фонариками.) Вот видишь, Темнота, это обыкновенные вещи, которые из-за твоей фантазии становятся страшными чудовищами. А мы с ребятами умеем превращаться в животных и даже в предметы.
Игра «Море волнуется - раз». Дети учат Темноту играть, затем она называет изображаемые предметы.
Психолог. Темнота, у нас для тебя есть маленький подарочек. Его найдут ребята вот в этом «волшебном мешке».
Игра «Волшебный мешок». Дети по очереди на ощупь определяют предметы, спрятанные в мешочке, называют их форму, фактуру и т. п. Достают фонарик.
Психолог. Вот тебе подарок - маленький фонарик. А еще я тебе и всем детям дарю волшебное стихотворение.
Страх, страшок, страшилка,
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешилку
Пре-вра-тись!
Когда ты увидишь что-нибудь страшное, то сразу же прочитай эту прогонялку.
Темнота. Ну-ка, попробую! (Читает.)
Психолог. Теперь все вместе. (Дети хором читают стихотворение.) А сейчас по очереди (читают).
Темнота. Здорово! Я ничего теперь не боюсь! (В зале вспыхивает и гаснет свет. Темнота падает.)
Психолог. Что с тобой? Кто же это сделал? Чем мы можем помочь?
Темнота. Скорее, вот там. (Показывает в угол комнаты. Там лежат разрозненные части большого пазла. Дети собирают картинку.)
Психолог. Посмотрите, это кувшин с живой водой. Вот что хотела сказать Темнота. Надо найти настоящий кувшин с живой водой. Но в Темном царстве сделать это трудновато. Вы готовы к трудностям? Тогда в путь. Мы идем по горам (по стульям, через болота (по скользящей ткани на четвереньках) и пещеры (через тоннель из обручей, обтянутых черной тканью). Вот и нашли волшебный сосуд! (Берут кувшин, отдают Темноте.)
Темнота (отпив воды). Спасибо! Вы мне очень помогли.
Психолог. Но кто мог зажечь свет? Как ты думаешь, Темнота?
Темнота. Мне кажется, это кто-нибудь из тех, кто боится меня. Он не знает, какая я одинокая и несчастная, как мне бывает грустно и страшно. Но вы, дети, не побоялись проделать трудный путь, чтобы выручить меня. За это я хочу вас наградить (раздает бенгальские свечи, зажигает их).
Психолог. Ах, как красиво! Спасибо, Темнота! Мы теперь совсем не боимся тебя, потому что знаем, какая ты добрая, красивая, веселая. А сейчас, дети, нам пора возвращаться из сказки.
Волшебный цветок, сказка прошла,
Много чудес она принесла.
Скорее домой, Цветочек, неси
И все, что узнали, в нас сохрани!
Ну, вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите о наиболее важном, интересном. Было ли трудно? Как вы себя чувствуете? (Ответы.)
Занятие5. «Один в школе»
(социальные страхи)
1., Ритуал приветствия:
2. «Море волнуется раз» (изобразить разные эмоции).
3. «Один дома». Беседа о фильме. Бывают ли подобные ситуации в жизни и как в них себя вести?
4. «Один в школе» (модификация игры «Один дома», авторы Е. М. Мжельская, Л. М. Новикова). Группа делится на две части: «бандиты» и «школьники» (в нее входят дети, для которых страхи нападения, бандитов и одиночества актуальны). В каждой из групп есть взрослые ведущие. Сюжет игры: дети представляют, будто они случайно остались в школе одни и в школу залезли бандиты. Группа «бандитов» нападает на «школьников», которые встречают первых заготовленными баррикадами и забрасывают мягкими игрушками. В игре заложен успех группы школьников, они обязательно должны победить! Желательно, чтобы в ходе игры участники поменялись ролями.
Реквизит: шляпы, темные очки, «оружие» для «бандитов»; школьная мебель (веревки, а также мягкие игрушки для «школьников».
5. «Какими мы стали, победив бандитов?» Обратная связь.
6. Релаксация «Водопад» (см. кн. К. Фопеля). 7
7. Ритуал прощания. Салют.
Занятие 6. «Кукольный театр. (социальные страхи)
1. Ритуал приветствия.
2. «Изобрази свое настроение в школе».
3. «Кукольный театр» : «Как я опоздал в школу». Ребенок, для которого актуальна проблематика социальных страхов, играет главную роль — ученика, опоздавшего в школу. Все остальные дети играют роли учителя, директора, учеников. Разыгрывается спектакль на куклах: Ведущий помогает детям, направляя сюжет. По окончании спектакля ребенок, игравший главную роль, играет роль учителя и проговаривает его чувства; затем он занимает позицию со стороны, обособляясь от всей ситуации в целом и приобретая опыт децентрации. В конце проигрывается успешный вариант развития событий.
Реквизит: куклы, изображающие людей, и ширма.
4. «Советы детям, оказавшимся в подобной ситуации». Обратная связь — проговаривается алгоритм поведения в ситуации опоздания. Ведущий подводит детей к пониманию того, что школа требует организованности и дисциплины, но с другой стороны, опоздание не является поводом для паники.
5. Релаксация «Путешествие на облаке» (см. кн. К. Фопеля).
6. Ритуал прощания. Салют со словами: «Мы победим все страхи!»
Занятие 7.
Страшные сны
(страх снов)
1. Ритуал приветствия «Как хорошо, что в нашей группе есть Сережа.», Слова говорятся нараспев и перечисляются имена всех участников группы;’
2. «День-ночь».
3. «Страшные сны». Проводится беседа о снах, ведущий рассказывает, что такое сон и сновидения. Детям предлагается вспомнить свои самые страшные сим и нарисовать их. После рисования участники по желанию показывают рисунки и рассказывают о своих снах. Далее всем предлагается дорисовать свой рисунок так, чтобы страшный сон окончился благополучно или стал забавным и смешным. Если остается время, наиболее интересно и смешно «дорисованные» сны разыгрываются по ролям. Кроме того, в процессе коллективного обсуждений дети могут давать «рецепты» друг другу, как победить ночные кошмары.
4. «Гармоничный танец». Дети по парам ладошка к ладошке медленно танцуют под спокойную музыку.
5. Ритуал прощания. Салют.
Занятие 8. Пес Барбос (страх животных)
1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, ножками, носиками и пр.
2, «Изобрази животных с разным настроением»
3. «История про пса Барбоса». Ведущие за ширмой.
Разыгрывается кукольная сценка про пса Барбоса, которого все боялись, а он страдал из-за этого, поскольку в душе был очень добрым и дружелюбным. История заканчивается тем, что пес Барбос обретает новых друзей.
Реквизит: игрушки, изображающие людей и собак, ширма.
4. Беседа о собаках. Ведущие беседуют с детьми в том, как они относятся к собакам, были ли в их жизни случаи, когда собаки их пугали. Обсуждаются способы выхода из опасных ситуаций.
5. Детский мини-спектакль. Ведущие предлагают детям разыграть за ширмой самую страшную ситуацию собакой, которая имела место в их жизни (выбирается одна история из рассказов детей). Ведущие помогают детям распределить роли и разыграть историю на игрушках за ширмой.
6. Обсуждение мини-спектакля. Обсуждается, кто как чувствовал себя в своей роли, понравилось ли участвовать в спектакле. Проговариваются возможные стратегии поведения в подобных ситуациях.
7. «Подарки и пожелания псу Барбосу». Дети рисуют подарки и пишут пожелания.
8. Ритуал прощания. Салют.
Занятие 9. «Девушка и Луна» (страх смерти)
1. Ритуал приветствия.
2. «Снеговик». Дети стоят в позе снеговиков, напрягая все мышцы тела, как будто они скованы морозом. Ведущий говорит: «Пришла весна, и солнышко стало пригревать снеговиков, они стали понемногу таять: руки, голова, плечи, ноги (дети медленно опускаются на коврик). Снеговики превратились в лужи (дети лежат на ковре). Солнце пригревало лужицы, и вода из них стала испаряться и подниматься в небо. Лужицы превратились в облака, и ветер погнал их по небу (дети встают, поднимают руки вверх и плавно двигают ими)». Цикл может проигрываться 2—3 раза под медленную музыку.
3. Сказка «О девушке и Луне». Детям читается сказка о девушке, которая спасла своего любимого в борьбе с Луной. Луна украла у девушки любимого и хотела навсегда оставить его у себя. Но любовь девушки оказалась сильнее. Луна в сказке выступает прообразом смерти.
4. «Борьба с Луной» (авторы — Е. М. Мжельская, Л. М. Новикова). Детям для разыгрывания предлагается момент борьбы девушки и Луны. Поединок происходит в форме танца, который является метафорой борьбы со смертью. Роль Луны принимает на себя один из ведущих. Другой ведущий вместе с детьми надвигается на Луну по «лунной дорожке». Несколько раз Луна в ответ наступает на детей, но в конце концов она оказывается полностью поверженной.
Реквизит: страшная маска желтого цвета, «лунная дорожка» — желтые листы бумаги на полу, напряженная музыка.
5. Рисунок понравившегося момента из сказки.
6. Обратная связь. Обсуждается, что понравилось, не понравилось на занятии, были ли страшные моменты, что помогло девушке победить Луну. Бывали ли у детей подобные ситуации, когда они совершали смелые поступки ради своих близких.
7. Релаксация «Солнечный зайчик».
8. Ритуал прощания. Салют.
Занятие 10. Сказочное превращение (страх смерти)
1. Ритуал приветствия.
2. «Росток», Дети превращаются сначала в зёрнышко (лежат на полу, потом в стебелек (встают на колени, затем в цветок (встают на ноги, поднимая руки вверх). Ведущий: «Зернышко превратилось в прекрасный цветок, который жил, Сколько лет жил ваш Цветок? (Дети отвечают.) Потом цветок стал постепенно слабеть, терять лепестки и опадать, пригибаться к земле и снова превратился в зернышко» (дети лежат на полу). Цикл развития ростка проигрывается 2—3 раза под медленную музыку.
3. «Комиксы». Детям предлагается представить процесс развития ростка в динамике и нарисовать его поэтапно, в виде комикса, на бумаге, разделенной линиями на 4—6 квад-ратов. По окончании дети рассказывают о своих рисунках (рисунок и рассказ несут в себе большие диагностические возможности).. ’
4. «Сказочное Превращение». К детям приходит волшебник и предлагает превратиться в любого персонажа, человека или предмет. Участники готовятся и продумывают свое выступление (самопрезентацию своего героя) в течение 5—7 минут. По окончании игры обязательно снятие ролей реквизит: платки, шали, шляпы,; шапки, театральный грим, очки, цветная бумага, фольга, клей, : скотч ит. д.
5. Обратная связь Ритуал прощания. Салют.