грунина мария
Программа профессионального саморазвития «Развитие речи детей 3–4 лет через сказкотерапию»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Публикация «Программа профессионального саморазвития „Развитие речи детей 3–4 лет через сказкотерапию“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
2. обогащение словаря;
3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
4. развитие представления об окружающем мире;
5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
7. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
8. воспитывать любовь к художественной литературе;
9. развивать традиции семейного чтения;
Срок реализации программы – 1 год.
Предполагаемые результаты:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Основные направления реализации программы :
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности. Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Этапы работы по саморазвитию :
1. Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2. Планирование работы по саморазвитию.
3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
5. Подведение итогов саморазвития.
План мероприятий по реализации программы :
1 этап реализации плана - на уровне МБДОУ
№
Содержание работы
Сроки
1 Провести анализ своих профессиональных затруднений Август
2 Изучить методическую,теоритическую, практическую литературу по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет через сказкотерапию» Сентябрь - октябрь
3. Посетить занятия воспитателей занимающихся данной проблемой (Зуевой С. А., группа № 4, Шевчук Т. С. группа № 3) Ноябрь
4. Систематизировать накопленные материалы по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет через сказкотерапию» Декабрь - январь
6. Обновить средства обучения с у
четом избранной темы (книги, кукольный театр, карточки, дидактические игры, театр би ба бо, логико-структурные схемы и т. д.) Февраль
8
Собрать банк данных по теме самообразования. Март
9. Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. Апрель
10 Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет через сказкотерапию» Май
11. Отчет о проделанной работе на совете педагогов по
теме самообразования. Май
2 этап реализации плана – на уровне МБДОУ
№ Содержание работы
Сроки
1. Изучение литературы по теме самообразования Сентябрь - декабрь
2. Выступление на педчасе, род. собрании
Декабрь
3. Участие в РМО В течении года
4. Диагностика динамики за год
Декабрь и май
5. Подвести итог по реализации 2 этапа плана по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет через сказкотерапию» Май
3 этап реализации плана – районный уровень
№ Содержание работы Сроки
1 Корректировка плана работы по теме Сентябрь
2 Изучение опыта работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты) Октябрь
3 Подготовка статей для публикации на персональном сайте Ноябрь
4 Выступление на пед. совете с докладом по данной теме Декабрь
5 Рекомендации родителям в форме консультаций по данной теме Январь
6 Выступление на род собрании по теме «Развитие речи детей 3-4 лет через сказкотерапию» Март
7 Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ Апрель-май
Изучение и анализ результативности своей работы
Мероприятия Цель Сроки
Мониторинг освоения знаний по обшей образовательной программе по песочной терапии.
Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом.
Самоанализ по выбранной теме
Анкетирование с родителями воспитанников
1. анализ работы по теме
2. выявление положительных и
отрицательных моментов;
3. внесение поправок в случае нерешённых проблем;
4. поиск перспективы.
2019 г. -2020г.
Список литературы:
Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. реализация ФГТ в ДОУ. - Скрипторий- 2010г
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
Вачков, И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку И. В. Вачков. – М. : Ось -89, – 2007.
Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дом старинного камина. / А. В. Гнездилов. – СПб. : Речь, 2011.
Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2015. – 320 с.
Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей [Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2015. – 220 с.