Ирина Анатольевна Табакова
Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного и нравственного развития дошкольника с нарушением интеллекта. В программе нашли отражение процесс психического развития ребенка, главные виды деятельности, условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательной работы.
Публикация «Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению» размещена в разделах
В коррекционно-воспитательной работе особое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к разным видам труда (в быту, в природе, на занятиях, формированию положительного отношения к труду взрослых. Перечисленные задачи реализуются программой в разделе «Труд».
Одним из основных разделов программы является «Игра». Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет характер и содержание других видов деятельности.
С разделом «Игра» тесно связан раздел «Изобразительная деятельность и конструирование». В процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности, реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает большое влияние на их личностное развитие.
Для более целенаправленного формирования адекватных, достаточно полных и устойчивых представлений об окружающем мире программой предусматривается раздел «Ознакомление с окружающим».
В тесной связи с деятельностью и по мере расширения представлений об окружающем, у детей развивается речь. Вместе с тем, учитывая возрастные речевого развития важно создать специальные условия для развития понимания речи, речевого общения, словарных значений. Следует также проводить работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса и т. п. Поэтому программа содержит раздел «Развитие речи».
Для развития мышления и подготовки к усвоению математики в последующих классах формируют первоначальные представления о величине, форме, временных и пространственных отношениях, количестве и счете. В процессе обучения дети учатся пересчитывать предметы, выполнять операции увеличения и уменьшения групп предметов в заданных пределах, прямому счету; сравнению предметов по величине, форме; ориентировке в пространстве и во времени. Эти задачи решаются на специальных занятиях по «Формированию элементарных математических представлений».
Программа рассчитана на 6-дневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1сентября по 31 мая (32 рабочие недели). Две недели в начале учебного года отводится на обследование и две недели в конце года – на проверку усвоения детьми программного материала.
ТРУД – 3часа
Детям, с нарушением интеллекта вполне доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного, хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, уход за растениями, различные формы дежурства).
Задачами раздела «Труд» являются:
• развитие собственных трудовых умений у детей;
• обогащение представлений об окружающем мире в процессе труда;
• умственное воспитание (развитие восприятия, представлений);
• овладение орудийными действиями;
• нравственное воспитание (готовность трудится, доводить до конца начатое дело, формирование положительного отношения к труду взрослых);
• физическое воспитание (физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координации движений рук);
• речевое развитие (расширение и обогащение словаря, развитие речевого общения).
Предусмотренное учебным планом трудовое воспитание осуществляется на фронтальных занятиях, а также в процессе выполнения режима дня, во время прогулок.
Основная форма проведения этой работы – коллективное занятие при ведущей роли взрослого.
Основными методами обучения детей труду являются : расчлененный показ, совместные действия.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 3часа
Основные задачи:
• Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, вызывая потребность в изображении; расширять представления об основных свойствах предметов; называть формы, основные цвета, величины, расположение.
• Учить рисовать и лепить на основе предварительного обследования натуры под руководством педагога; отражать восприятие в изображении; пользоваться обведением или ощупыванием предмета в качестве опоры для определения и передачи формы предметов или их частей; учить правильно располагать изображение на листе бумаги.
• Учить обыграть изображаемые предметы, лепные поделки сразу же после их выполнения.
• Расширять и развивать различные умения и навыки изображения; развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук.
• Активизировать речь детей в процессе занятии, расширять словарь.
• Развивать действенно-игровое отношение к изображениям; воспитывать желание строить и лепить с игровой целью.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 2часа
Основные задачи:
• Учить детей выполнять простые поручения по словесному заданию педагога.
• Учить детей обращаться к окружающим с вопросом, просьбой, желанием. Здороваться, прощаться, благодарить.
• Учить называть предметы, действия; подбирать слова, характеризующие предметы по их свойствам (цвет, форма, размер, вкус).
• Описывать предметную картинку, выделяя основные признаки предмета (рассказ может состоять из 2-3 предложений, описывать сюжетную картинку, используя знакомые грамматические конструкции (описание может состоять из 3-4 предложений).
• Слушать и воспринимать рассказываемый текст. Отвечать на вопросы по содержанию, воспроизводя последовательность событий.
• Заучивать с детьми стихи наизусть, путем хорового и индивидуального проговаривания за взрослыми; побуждать детей к рассказу выученных стихов перед детьми и взрослыми; участвовать в праздниках.
• В ходе индивидуальных занятий с детьми работать над постановкой и автоматизацией звуков родного языка. Чистотой произношения, дыханием, голосом, мелкой моторикой.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – 1час
Расширять представление детей об окружающем мире, о предметах и явлениях живой и неживой природы.
Учить правильно пользоваться предметами, знать их назначение, классифицировать предметы по обобщающим признакам (игрушки, одежда, обувь, овощи, и т. д.); классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
Определять части суток (день, ночь).
Учить видеть взаимосвязь явлений природы (на земле лужи, потому что был дождь; люди тепло одеты потому что на улице холодно).
Знать свою фамилию и фамилию товарищей по группе, имена и отчества педагогов, обслуживающего персонала.
Знать части тела и лица человека и их назначение; основные части тела животных и птиц, их количество и назначение. Учить заботиться о животных, ухаживать за растениями.
Знать профессии окружающих, их сущность. Наблюдать за явлениями общественной жизни (праздники).
МАТЕМАТИКА – 2часа
Количество и счет.
Учить детей выделять из множества три предмета по подражанию, образцу, и слову.
Учить пересчитывать предметы в пределах 3-х с названием итогового числа.
Соотносить количество предметов с количеством пальцев. Называть итоговое число пересчитанных предметов, независимо от их расположения и перемещения; сравнивать количество двух групп предметов путем приложения и наложения пределах 3-х (поровну, меньше, больше). Соотносить количество предметов, изображенных на картинке с количеством мелких предметов в пределах 3-х.
Величина.
Учить детей различать предметы по трем величинам (большой, маленький, самый большой). Сравнивать два предмета по величине (больше, меньше); различать предметы по протяженности (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий).
Форма.
Продолжать учить использовать в разных видах деятельности знакомые формы (шар, круг, треугольник, квадрат) и соотносить объемные формы; учить распознавать эти формы на ощупь, называя: шарик, яйцо, кубик, крыша, кружок, квадрат.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться в групповой комнате; воспринимать отношения между предметами (внизу, наверху, рядом, на, под). Выполнять действия по словесной инструкции: «Положи на, под…рядом с…»
Учить различать относительное местоположение предметов (выше, ниже, впереди, сзади).
Ориентировка во времени.
Учить различать части суток: день, ночь.
Учить наблюдать и распознавать признаки четырех времен года и называть их в реальной природе и на картинке.
Ознакомить с вопросом: «Сколько тебе лет?» и научить правильно называть свой возраст.
ИГРА – 5часов
Задачи раздела:
• Продолжать воспитывать у детей интерес к сюжетным играм : поощрять стремление действовать с игрушками длительно, формировать умение играть рядом и друг с другом; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; формировать навыки общения в процессе совместных игр.
• Приучать детей бережно относится к игрушкам: не бросать, не ломать, убирать на место по окончании игры.
• Продолжать формировать у детей играть в игры, отображающие явления повседневной жизни, трудовые процессы, а также передавать отношения, существующие в реальной жизни между людьми (заботливое отношение матери к ребенку, вежливое отношение шафера к пассажирам); осуществлять в играх в логической последовательности несколько взаимосвязанных действий (накормить куклу, раздеть ее, уложить спать; нагрузить машину кубиками, отвезти их, построить дом, посетить в нем матрешек и т. п.)
• Учить детей брать на себя роль взрослых людей в игре, содержание которой отображает эпизоды трудовой жизни взрослых: бытовой труд в семье (пап, мама, шофера, медсестры, продавца и т. д.
КОНСТРУИРОВАНИЕ – 1час
• Развивать интерес к конструированию, направлять на получение результата; воспринимать форму, величину, пространственные отношения элементов в конструкции; отражать в речи выделенные свойства (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький); сравнивать предметы по величине (больше – меньше, выше – ниже, внизу – наверху, близко – далеко – рядом). Знать элементы строителя по названию (брусок, кубик, кирпичик, крыша); называть части конструкции и объяснять. Из чего они сделаны; придавать конструкциям устойчивость.
• Поощрять попытки детей конструировать вне занятий по собственному желанию.