Елена Федоренко
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей «Будущие звезды»
▼ Скачать + Заказать документы
Вальдорфская педагогика
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, музыкальной, театральной деятельности и социально – коммуникативной адаптации «Будущие звезды».
Вальдорфская методика придерживается мнения, что музыкальное воспитание должно стать частью общего образования массовой школы, какими являются основные культурные навыки: письмо, чтение и счёт.
Публикация «Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей „Будущие звезды“» размещена в разделах
В настоящее время всё происходит далеко не так. Кажется, что без музыки вполне можно обойтись. Поэтому вальдорфские педагоги видят свою задачу в том, чтобы показать как в теории, так и на практике, какое значение может иметь музыкальное образование в рамках общеобразовательной школы и детских садов.
В штайнеровской (вальдорфской) педагогике придается огромное значение искусству. Содержательное обучение стремится поддержать возрастное развитие ребенка.
Музыкальное воспитание и образование способствует полноценному развитию интеллектуальных, социальных, и психомоторных способностей, а также целостному развитию детей таким образом, какого нельзя достичь никакими другими средствами.
Обучение музыке влияет на интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие учеников.
Самая важная цель – развитие культуры чувства.
Цель: Выявление и развитие творческого начала ребенка средствами музыкального и театрального воспитания.
Задачи: - стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
- развитие творческого начала ребенка.
-эмоциональное раскрепощение ребёнка
-знакомство с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки
- умение анализировать, делать выводы и обобщения.
- совершенствовать речь.
- активизация словаря, развитие звуковой культуры речи, интонации и строя речи.
Развитие мышления – связано с тем, что все закономерности музыки можно выразить логически, хотя восприятие и переживания музыки не связаны с содержанием и деятельностью мышления
Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражается, прежде всего, двигательно. Это совершенно естественное свойство детства. Если не поддаваться привычному раздражению на подвижность детей, как на то, что мешает в занятиях, то любовь детей к движению можно использовать в своих, педагогических целях.
Конечно, ритму, танцам невозможно научить без движения. А как сделать так, чтобы с помощью движения можно было проникать в музыкальную стихию, чтобы эти природные двигательные силы сами как бы выстраивали музыкальную азбуку, формировали музыкальный язык?
Именно через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка мы вводили его в мир ритма, в ритмическую музыкальную грамоту. Двигательный подход к постижению ритма пронизывает все упражнения и игры:
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
Это годовые вехи. Они могут стать центральным, цементирующим звеном в занятиях, звеном, на которое накладываются разные задачи, познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов. По этим песням можно составлять рассказы, как бы проживая жизнь крестьян, в деятельном единении с природой. Жизнь домашних и диких животных также входит в этот жизненный круг. Можно наблюдать за расцветом и увяданием природы. Почувствовать зависимость человека и животных от сил природы. Понять связь человека с землей, необходимость заботы о растениях и животных.
ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК. Зачем и как это делать?
При помощи этого увлекательного занятия мы незаметно, в процессе игры, приучаем детей к тембровому разнообразию звуков, к выразительным возможностям звука, к понятиям лейтмотива, лейттембра, к выстраиванию формы, к анализу и тем самым, в конечном счете, воспитываем грамотного слушателя музыки. С этого же начинается и ансамблевое музицирование, в котором усваиваются навыки грамотного исполнительства. А еще мы при этом занимаемся театром…
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
На музыкальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений — хлопков, щелчков, притопов, шлепков.
Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.
Детство – это радость, игра, слияние с природой.
Одним из важнейших способов реализации этих целей вальдорфской образовательной системы является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года с детьми 5-7 лет.
Задачи театрализованной деятельности в вальдорфском детском саду:
• Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
• Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
• Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
• Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
• Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
• Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
• Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
• Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей;
Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество.
Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр.
Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий.
Рассказывание сказки.
Важное место в педагогическом процессе вальдорфского детского сада отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Ведь все, что дети слышат от взрослых, прежде всего они связывают со своей жизнью. Каждая сказка дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т. д., что в свою очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви.
Кукольный спектакль.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в вальдорфском детском саду кукольный театр.
Действующие, движущиеся куклы вызывают в ребенке ''представления о живом'', вызывают внутреннюю подвижность. Притягательность театра кукол для зрителя напрямую связана с тем, что пребывающее в неподвижном состоянии объемное изображение, картина на наших глазах приходит в движение. И движение это не механическое, случайное. Но внутренне целесообразное и, поэтому, можно сказать, живое. Картинка не просто движется, а ''оживает'' на глазах зрителя, что необычно сильно воздействует на внутреннюю жизнь ребенка. Большую роль в таких переживаниях играет богатая детская фантазия.
Содержательной основой кукольного спектакля, показываемого воспитателями детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр оказывается своеобразной формой ее преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.
Кукольный спектакль во время свободной игры.
Данный вид спектаклей разыгрывается самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.
Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь. Нередко, в детских сказках отражается душевное состояние ребенка, что помогает воспитателям понять причины его поведения, личностные проявления. Дети «проигрывают» семейные конфликты, обиды, это является для них своеобразной терапией.
Такие спектакли устраиваются детьми во время свободной игры, то есть тогда, когда ребенку предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.
Музыкальные сказки.
Большим терапевтическим значением обладают и музыкальные сказки, когда рассказывание сказки сопровождается музыкальными звуками. В них дети опираются не на привычный для них визуальный образ. Звуки строят другой образ, каждый персонаж или действие сопровождается именно ему характерным музыкальным звуком. Работая над этой сказкой, я тоже постепенно включаю детей. Здесь требуется не только большая концентрация, но и ответственность, так как музыкально-шумовой инструмент в руках ребёнка хочет звучать всё время, а если он будет звучать всё время, сказка не получится, а образ разрушится. Поэтому важно всё делать вовремя. Очень интересно, что даже маленькие дети (4 года) могут в этом участвовать, особенно если сказка не очень длинная.
Наблюдая за детьми, можно заметить, насколько интересен становится для них звук, как они его извлекают, ищут в окружающем мире и природе, что для современной перенасыщенной громкими механическими звуками жизни становится немаловажным. Так как звуки природы всегда более гармоничны. Они действуют на человека расслабляюще, восстанавливают силы. Не зря же для релаксации подбирают тихую музыку, сопровождаемую звуками природы. И дети начинают искать эти звуки, слушать и слышать их. Замечают то, что раньше проходило мимо, оставаясь неуслышанным. Например, капель, пение птиц, шум ветра, шуршание листвы.
Спектакли-импровизации.
Cказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизациипосле лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями. Например, в лепке чаще стали лепить не только персонаж, но и окружающие его атрибуты. Дети стали объединять свои усилия, создавая коллективные композиции, договариваясь о том, что каждый будет лепить. Это говорит о более высоком уровне социально-нравственного развития детей. А в группе, где находятся дети разного возраста, это всегда более сложные отношения.