МААМ-картинки

Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста

Ипполитова Ирина Валентиновна
Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Публикация «Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель: формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

Основная задача: обеспечить совершенствование и дальнейшее развитие представлений о времени у дошкольников

Задачи:

Развивать представления детей : о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.

Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.

Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.

Вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

На основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.

Обеспечить успешное обучение в школе.

В старшей группе у детей формируется умение определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

Формируя представления о последовательности дней недели, обращают внимание детей на чередование труда и отдыха: пять дней рабочих, а два – выходных, уточняют название каждого дня недели, их последовательность, связав с деятельностью детей, порядковым счетом. Например, понедельник – первый день недели, первый день после отдыха, в понедельник мы с вами ходим в бассейн; вторник – второй день недели, во вторник у нас занятие по математике и т. д.

При знакомстве с днями недели используются различные календари, модели.

Можно при знакомстве с неделей использовать цифры, числовые карточки, цветные круги, геометрические фигуры, с помощью которых дети выполняют упражнения по составлению одной, двух недель, начиная с любого дня.

На протяжении всего дошкольного возраста ведется работа по ознакомлению детей с сезонами. На начальных этапах формирование представлений о зиме, лете, весне, осени идет с опорой на наиболее яркие, характерные проявления сезонов. Из отдельных признаков постепенно возникает общая картина сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т. д.

В работе с детьми старшего возраста используются произведения художников, репродукции картин: «Золотая осень» И. Остроухова, «Осень в парке» Н. Дубровского, «Зимний день», «Лето», «Май». В процессе ознакомления с сезонами детям даются представления, что каждый сезон проходит не сразу, а продолжается определенное, примерно одинаковое время, включает в себя три месяца. Чтение стихов, сказок содействует запоминанию детьми последовательности месяцев, беседы по прочитанному помогают им установить зависимость между временными эталонами : год, месяц, сезон, неделя, сутки.

Дети сами начинают говорить о том, что «год вертится» : было лето, прошло, и вновь приходит лето.

Чтение произведений художественной литературы. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о последовательности временных единиц.

Ознакомление детей с календарем.

Для того, чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее представляют в виде календаря, отражающего в материальной форме отношения между единицами времени. Календарь (отрывной, настенный, перекидной и др.) помогает детям представить сравнительно длительные промежутки времени.

Примерные игры и игровые упражнения для знакомства

детей с временами года.

1. «Когда это бывает?» Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы различные времена года. Воспитатель называет одно из времён года, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют свой выбор.

2. «Разложи картинки по порядку». На столе 4 картинки с изображением времён года. Детям предлагается разложить все картинки по порядку.

3. «Времена года». Игра с мячом. Детям можно задать следующие вопросы:

- Какие времена года вы знаете?

- Какой вы представляете зиму?

(Снежной, морозной, со льдами и сугробами. Солнышко не поднимается высоко, греет слабо. Падает снег.)

- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

- Как приспосабливаются животные к зиме?

- Какое время года наступит после зимы?

- Какие признаки весны вы знаете?

- Какое время года наступит после весны?

- Какие пословицы вы знаете о лете?

Знакомство детей с календарём.

В 5-6 лет у детей уже есть необходимый запас представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе (6-7 лет, продолжив работу, можно дать знания о календарном годе.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. Наглядное представление о том, как дни «уходят», события «приближаются» даёт отрывной календарь. Отрывая листочки, можно складывать их в коробку с ячейками. В одну ячейку складываются 7 листков 7 дней недели. В следующую ещё 7 и т. д. В конце месяца подсчитываются количество дней и недель. А в конце года количество месяцев. Предложенное пособие может служить моделью календарного года.

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с днями недели. (5-7 лет)

Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т. д.

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели» :

- Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

- Назови все выходные дни.

- Отгадай загадку и т. д.

Публикации по теме:

Программа по развитию ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста Авторская Программа развития ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста: общая характеристикаВ своей практике работы в детском.

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста Младший возраст. Дидактические игры Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста. Посмотри,.

Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста Посмотри, что в ведерке Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки. Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста «Ничто не является более тягостным для мудрого.

Программа по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г. гПрограмма по выявлению и развитию предпосылок способностей детей в условиях ДОУ 2015–2019 г. г Пояснительная записка «Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно,.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей «Будущие звезды» Вальдорфская педагогика Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, музыкальной, театральной деятельности.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся универсальных предпосылок учебной деятельности и подготовке к школе Пояснительная записка. Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников в группе раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41» 654027, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Cуворова. ,.

Рабочая программа воспитателя по выявлению и развитию детских способностей «Изюминка» Пояснительная записка. Актуальность темы. Одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 14:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ипполитова Ирина Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД