Ипполитова Ирина Валентиновна
Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Публикация «Программа по выявлению и развитию представлений о времени у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Цель: формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
Основная задача: обеспечить совершенствование и дальнейшее развитие представлений о времени у дошкольников
Задачи:
Развивать представления детей : о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.
Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.
Вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.
На основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.
Обеспечить успешное обучение в школе.
В старшей группе у детей формируется умение определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».
Формируя представления о последовательности дней недели, обращают внимание детей на чередование труда и отдыха: пять дней рабочих, а два – выходных, уточняют название каждого дня недели, их последовательность, связав с деятельностью детей, порядковым счетом. Например, понедельник – первый день недели, первый день после отдыха, в понедельник мы с вами ходим в бассейн; вторник – второй день недели, во вторник у нас занятие по математике и т. д.
При знакомстве с днями недели используются различные календари, модели.
Можно при знакомстве с неделей использовать цифры, числовые карточки, цветные круги, геометрические фигуры, с помощью которых дети выполняют упражнения по составлению одной, двух недель, начиная с любого дня.
На протяжении всего дошкольного возраста ведется работа по ознакомлению детей с сезонами. На начальных этапах формирование представлений о зиме, лете, весне, осени идет с опорой на наиболее яркие, характерные проявления сезонов. Из отдельных признаков постепенно возникает общая картина сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т. д.
В работе с детьми старшего возраста используются произведения художников, репродукции картин: «Золотая осень» И. Остроухова, «Осень в парке» Н. Дубровского, «Зимний день», «Лето», «Май». В процессе ознакомления с сезонами детям даются представления, что каждый сезон проходит не сразу, а продолжается определенное, примерно одинаковое время, включает в себя три месяца. Чтение стихов, сказок содействует запоминанию детьми последовательности месяцев, беседы по прочитанному помогают им установить зависимость между временными эталонами : год, месяц, сезон, неделя, сутки.
Дети сами начинают говорить о том, что «год вертится» : было лето, прошло, и вновь приходит лето.
Чтение произведений художественной литературы. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о последовательности временных единиц.
Ознакомление детей с календарем.
Для того, чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее представляют в виде календаря, отражающего в материальной форме отношения между единицами времени. Календарь (отрывной, настенный, перекидной и др.) помогает детям представить сравнительно длительные промежутки времени.
Примерные игры и игровые упражнения для знакомства
детей с временами года.
1. «Когда это бывает?» Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы различные времена года. Воспитатель называет одно из времён года, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют свой выбор.
2. «Разложи картинки по порядку». На столе 4 картинки с изображением времён года. Детям предлагается разложить все картинки по порядку.
3. «Времена года». Игра с мячом. Детям можно задать следующие вопросы:
- Какие времена года вы знаете?
- Какой вы представляете зиму?
(Снежной, морозной, со льдами и сугробами. Солнышко не поднимается высоко, греет слабо. Падает снег.)
- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как приспосабливаются животные к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какие пословицы вы знаете о лете?
Знакомство детей с календарём.
В 5-6 лет у детей уже есть необходимый запас представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе (6-7 лет, продолжив работу, можно дать знания о календарном годе.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. Наглядное представление о том, как дни «уходят», события «приближаются» даёт отрывной календарь. Отрывая листочки, можно складывать их в коробку с ячейками. В одну ячейку складываются 7 листков 7 дней недели. В следующую ещё 7 и т. д. В конце месяца подсчитываются количество дней и недель. А в конце года количество месяцев. Предложенное пособие может служить моделью календарного года.
Игры и игровые упражнения для знакомства
детей с днями недели. (5-7 лет)
Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т. д.
1. «Живая неделя».
Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели» :
- Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.
- Назови все выходные дни.
- Отгадай загадку и т. д.