Левина Татьяна
Рабочая программа воспитателя по выявлению и развитию детских способностей «Изюминка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала. Поэтому современная психология утверждает, что дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому умственный потенциал ребенка непрерывно меняется. Нам нужно не упустить этот важный момент. Необходимо способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо. Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Чтобы решить данные проблемы необходимо создать условия для проявления общих способностей дошкольников, разработать систему выявления детской одаренности, систему работы с данной категорией детей. В связи с этим в нашей группе разработана программа «Изюминка». Программа «Изюминка» нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с младшего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка. Программа направлена на развитие : познавательных способностей дошкольников, творческих способностей, спортивных способностей детей. Цель программы : Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих и познавательных способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи:
Публикация «Рабочая программа воспитателя по выявлению и развитию детских способностей „Изюминка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Провести диагностику детей с целью выявления предпосылок одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей;
2. Организовать деятельность педагогов по реализации инварианта образовательной программы дошкольного образования по «карте развития» и вариативной части в соответствии с интересами ребёнка.
3. Развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
4. Повысить качество подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
5. Использовать условия социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и родителей при введении системы работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми
2. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;
3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
4. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
5. Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;
6. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
7. Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.
Организация воспитательно-образовательного процесса
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми с целью выявления и развития предпосылок одаренности предполагается проводить по следующим направлениям:
• изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);
• отказ от преподнесения детям политико - идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
• изменение формы и содержания обучающих занятий, (сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
• насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
• изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Реализация развивающих задач в процессе повседневного свободного общения ребенка с воспитателем должна сочетаться со специальными занятиями. Причем число их целесообразно сократить, а форму организации разнообразить. Проведение занятий с небольшими подгруппами детей обеспечит наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, поможет установить обратную связь и учесть продвижение детей. Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в школе повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Поэтому педагоги детского сада способствуют включению родителей в активное обсуждение детских проблем, привлечению их к творческой работе с детьми (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках и фестивалях, в проведении «Дней здоровья», эколого-оздоровительные недели.) В нашем дошкольном учреждении предоставлены дополнительные образовательные услуги в виде кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности. Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении развития задатков и способностей детей будет являться так же участие воспитанников и выпускников в муниципальных и региональных мероприятиях : участие и победы в конкурсах, викторинах, олимпиадах проводимых для дошколят и совместных с их родителями.
Психолого-педагогический мониторинг
Цель: получение информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития.
Направления работы :
1. Работа с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Этапы и сроки реализации программы «Изюминка» 2017-2021 гг
I Организационный этап: январь 2017г – август 2017 г. – создание методической базы.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
• Отбор диагностических методик по выявлению детей с предпосылками одаренности.
• Разработка системы мониторинга по выявлению склонностей, задатков и способностей ребёнка педагогами.
• Создание организационных, методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.
II Практический этап: сентябрь 2017 года – май 2018 года - запуск программы «Изюминка», стартовая диагностика.
Этап включает в себя следующие направления деятельности:
• Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.
• Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
• Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста
III Коррекционный этап:
1. Июнь 2018 года – август 2018 года- корректировка программ, карт индивидуального развития для работы в следующем учебном году.
2. Сентябрь 2018 года – май 2019 года - работа по корректированным программам.
IV. Аналитический этап:
сентябрь 2019 года – декабрь 2020 года - анализ и оценка результативности реализации программы.
Этап включает в себя следующие направления деятельности:
• Оценка эффективности реализации программы.
• Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
• Выработка стратегии дальнейшей реализации программы «Изюминка»