Петрова Марина
Программа по выявлению и развитию познавательных способностей дошкольников «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по выявлению и развитию у дошкольников познавательных способностей «Мир вокруг нас»
Пояснительная записка.
Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.
Темочки:
Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать.
Развитие познавательных способностей дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие : формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.
Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
Формировать познавательные действия, становление сознания
Развивать воображение и творческую активность, мышление, память, внимание
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию
Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Комплекс мероприятий по познавательному развитию детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Он рассчитан на 2 года
В него входят занятия по окружающему миру, игры на внимание, логику и воображения, опыты, эксперименты, проекты, акции.
Основные принципы мероприятий:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Мы стремились не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то мы предлагали (но не настаивали) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
1 год занятий: Предметный мир. Мир неживой природы.
2 год занятий: Растительный и животный мир.
Использование материалов для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки).
Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Куда спряталась вода?», «Чудесный мешочек», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Фрукты-овощи», «Животный мир» и т. д.
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др.
Наблюдение (за погодой, за трудом взрослых, за комнатными растениями и Беседы: (Что случиться со снегом если пригреет солнышко, Как вы думаете смогли бы люди жить без воды и т. д)
Подвижные игры «Птицы и автомобиль», «Мы топаем», «Прятки», «Заиньки перебегают», «Бабушка и котенок» и т. д.
Разучивание потешек, отгадывание загадок, занимательные игры и опыты.
Посадка огорода на прогулочном участке, ухаживание за растениями
Мини-музей «Мир природы»
Библиотека книг о природе, энциклопедий
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева.