Ольга Алексеевна Мошкоркина
Программа по внеурочной деятельности по художественному творчеству в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Рошаль Городского округа Шатура»
(МБОУ «СОШ № 2 г. Рошаль»)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов
Порцевская О. Н.
___
Протокол №__
от «___» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Дремлюга Ю. Г.
___
Протокол №__
от «___» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
И. о. директора
Борисова Н. А.
___
Приказ №___
от «___» августа 2023 г.
Публикация «Программа по внеурочной деятельности по художественному творчеству в 1 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
для 1 «В» класса начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Мошкоркина О. А. ,
учитель начальных классов
Г. о. Шатура, г. Рошаль 2023
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана на основе авторской программы «Художественное творчество : станем волшебниками» Просняковой Т. Н. (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова/ Сост. Е. Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2019) в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Цель программы : гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций; приобщение к многонациональной культуре России и Ростовской области.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение из расчё та 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Методическое обеспечение образовательной программы «Творческая мастерская» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6,6 –11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии, изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процесс.
Технологии обучения:
– технология развития обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровневого обучения;
- информационные технологии.
Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие способностей детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку определить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др., окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Программа кружка «Творческая мастерская» ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность, так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения.
№ темы Кол-во часов Тема Материалы Характеристика деятельности
Раздел 1. Аппликация и моделирование (22 час).
1 1 Вводное занятие. Сбор материала. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.
2 4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка.
3 3 Аппликация из геометрических фигур. Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон.
4 2 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон.
5 2 Мозаика из обрывных кусочков бумаги Картон, цветная бумага, журнальная бумага
6 2 Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для торта, картон
7 2 Динамическая открытка с аппликацией. Картон, цветная бумага
8 2 Моделирование из бумаги и проволоки. Белая бумага, гофрированная бумага, проволока.
9 4 Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Калька, гофрированная бумага, цветная бумага.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (11 часов).
1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание.
2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон.
3 2 Обратная мозаика на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки.
4 2 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе Скорлупа фисташек, пластилин, веточки
5 2 Разрезание смешанного пластилина проволокой Пластилин, тонкая проволока
6 1 Лепка из пластилина Пластилин
Итого
33ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
—первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
—проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
— проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Познавательные УУД:
—осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
—сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
—делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
—использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
—комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
—понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом, оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
—следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
—вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
—строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
—объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
—рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
—выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
—планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
—устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность :
— организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
—проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Обучающийся научится:
— правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
—применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
—действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
—определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др., использовать их в практической работе;
—определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
— ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
—выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др. ; сборку изделий с помощью клея, ниток и др. ;
—выполнять задания с опорой на готовый план;
— обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
—распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др., их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);
—различать материалы и инструменты по их назначению;
— называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
—качественно выполнять операции и приё мы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр. ; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др. ; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
—использовать для сушки плоских изделий пресс;
—с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
—понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема, конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
—осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
—выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
Тематическое планирование
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего, час Количество часов
Аудиторные Внеаудиторные
1. 1 год обучения
Аппликация и моделирование
22
21 1
2. Работа с пластилином 11 10 1
Итого 33 31 2
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
Дата Кол-во часов
Тема
План Факт
06.09 1 Вводное занятие.
13.09 4 Аппликация из природных материалов на картоне.
20.09 Аппликация из природных материалов на картоне.
27.09 Аппликация из природных материалов на картоне.
04.10 Аппликация из природных материалов на картоне.
18.10 3 Аппликация из геометрических фигур.
25.10 Аппликация из геометрических фигур.
01.11 Аппликация из геометрических фигур.
08.11 2 Аппликация из пуговиц.
15.11 Аппликация из пуговиц.
29.11 2 Мозаика из обрывных кусочков бумаги
06.12 Мозаика из обрывных кусочков бумаги
13.12 2 Аппликация из круглых салфеток.
20.12 Аппликация из круглых салфеток.
27.12 2 Динамическая открытка с аппликацией.
10.01.2024г Динамическая открытка с аппликацией.
17.01 2 Моделирование из бумаги и проволоки.
24.01 Моделирование из бумаги и проволоки.
31.01 4 Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
07.02 Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
14.02 Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
28.02 Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
06.03 2 Отпечатки на пластилине
13.03 Отпечатки на пластилине
20.03 2 Рисование пластилином
27.03 Рисование пластилином
03.04 2 Обратная мозаика на прозрачной основе
17.04 Обратная мозаика на прозрачной основе
24.04 2 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе
08.05 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе
15.05 2 Разрезание смешанного пластилина проволокой
22.05 Разрезание смешанного пластилина проволокой
29.05 1 Лепка из пластилина «Здравствуй, лето!»
Итого:33ч
Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т. Н. Проснякова, Е. А. Мухина.
2. С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2022.
3. Т. Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара : Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2022.
Интернет ресурсы.
1. Сайт. Страна Мастеров https://stranamasterov.ru
2. Сайт. Всё для детей https://allforchildren.ru.
Приложение
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока Тема Количество часов Причина корректировки Способ корректировки
По плану Фактически