Петрова Марина
Программа по созданию безопасных условий «Путешествие по стране безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Путешествие по стране безопасности»
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Темочки:
Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Цель программы : формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи по программе
Ребенок и другие люди
• Формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
• Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
• Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
• Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
• Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
• Формировать основы экологической культуры.
• Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
• Показать взаимосвязь человека и природы.
• Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
• Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
• Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
• Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
• Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
• Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.
• Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
• Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
• Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «04».
• Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка
• Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
• Дать представления о здоровой пище.
• Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
• Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
• Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
• Учить по возможности избегать межличностные конфликты.
• Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице
• Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
• Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
• Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Ожидаемый результат:
- снижение уровня детского травматизма, посредством формирования у детей навыков безопасного поведения в ДОУ, дома, на улице, в общественных местах
- повышение уровня знаний родителей по теме безопасность жизнедеятельности
- создание безопасных условий образования и воспитания в ДОУ
Организация работы по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе. Воспитание у детей чувства личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения. Организация и проведение работы с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.
Занятия с детьми: по пожарной безопасности : «С огнем играть нельзя!», «Путешествие в спичечный коробок», общению с незнакомыми людьми: «Не хочу конфету!», «Мама мне сама позвонит», ребенок на улицах города: «День светофора», «День дорожного транспорта», «День проезжей части», «День пешехода», «День дорожных знаков»
общению с незнакомыми людьми: «Внешность человека может быть обманчива», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли объяснить, где живешь?», «Наш уютный дворик», «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых»;
ребенок и природа: «Купание в реке», «Вредные растения», «Контакты с животными»;
ребенок дома: «Электроприборы», «Пожарная ситуация», «Открытые форточки, дверь балкона»;
ребенок на улицах города: «Правила дорожного движения», «Путешествие по сказочному городу», «Как не потеряться в городе», «Светофор в Солнечном городе».
Использование различных методов, включая:
игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами; обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи); использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов; экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
Игры: «Ищу тебя», «Я потерялся», «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся»
В работе с родителями использование следующих форм: родительские собрания, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков.
Консультации для родителей: «Учите детей быть осторожными», «Правила безопасности для детей и взрослых», «Как рассказать о домашних опасностях детям разных возрастов», «Как обезопасить дом для ребенка – 10 простых рекомендаций», «Правилами обращения с электричеством почему-то многие пренебрегают, забывая о том, что безопасного электричества не бывает», «Правила безопасности на льду водоёма», «Правила безопасности на новогодних праздниках» и др.