Юлия Гарина (Орлова)
Программа по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик»
Программа по самообразованию
на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
на 2015 – 2018 учебные года
Выполнила воспитатель:
Орлова Ю. В.
2015 год
Пояснительная записка:
Публикация «Программа по самообразованию „Развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящие время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.
Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. развитие свободного общения со взрослыми;
2. развивать диалогическую речь ребенка;
3. развивать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями (по плану и образцу);
4. способствовать умению детей, связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
5. развивать умение общаться со сверстниками, умению договариваться;
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5лет»
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: дать представление, педагогам и родителям по воспитанию детей с помощью, произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. выявить значение народного творчества в воспитании детей;
2. приобщить детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами;
3. продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора;
4. сформировать навыки самостоятельной деятельности;
5. развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;
6. сплотить детский коллектив;
7. разработать перспективное планирование по данной теме.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5лет»;
- использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах;
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи;
Ожидаемые результаты для детей :
- умение владеть навыками выразительной речи;
- умение последовательно высказывать свои мысли;
- выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.
План работы на 2015-2016 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми Ноябрь Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».
Декабрь Разучивание потешок, песенок Игровые ситуации
Январь Чтение русских народных сказок Рассказывание понравившегося отрывка из сказок.
Февраль Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Март Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.
Развлечение «Широкая Масленица»
Апрель
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Игровая
деятельность «Поиграем с пальчиками».
Май Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьей
Ноябрь «Развитие речи детей 4-5 лет» Консультация
Декабрь Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Январь «Наши любимые сказки» Анкетирование родителей
Февраль «С какими книгами можно дружить» Консультация
Март Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Апрель «Пальчиковые игры в развитии речи у детей» Консультация
Самореализация Май Проведение диагностики Результаты диагностики