Елена Абашина
Программа по самообразованию по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа самообразования
по теме
«Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников»
2-я младшая группа.
Автор – составитель:
Абашина Е. В.
2018-2019 учебный год
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю.
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.
Публикация «Программа по самообразованию по теме „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• Изучение методик, технологий по поисково – исследовательской деятельности.
Форма работы с детьми:
Групповая.
Методы и приемы работы с детьми:
Практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
• Изучение научно – педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
• Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
• Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
• Активное участие в работе методического объединения района;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
• Обучение на курсах повышения квалификации;
• Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога – воспитателя формируются:
основы педагогического мастерства:
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети должны научиться:
• самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
• предлагать возможные варианты решения;
• исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2. Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
1. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
2. «Научите ребенка любить живую природу».
• Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
• Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
• Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
• На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.
3. Анкета для родителей:
Цель:
Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Работа с педагогами:
Для педагогов будут предложены консультации:
• «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;
• «Требования к проведению наблюдений».
• Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
• Анкета для педагогов.
Цель:
Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет : из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Срок.
1. Январь 2016 г. Изучение методики Л. А, Венгера. Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования.
2. Февраль – май 2016 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов. Проведение опытов на занятиях и в свободное время.
3. Март – апрель 2016 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности. Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач. Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.
4. Май 2016 год. Самоанализ по изучаемым темам. Оценка знаний по изучаемым темам. Подведение итогов.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе надо организовать мини – лабораторию «Почемучки». В которой мы соберем дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., оформление уголка «Огород на подоконнике», изготовление дидактического материала.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
• Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
• Активности, стимулируемой взрослым.