гульнур таберекова
Программа по развитию мелкой моторики с использованием техники плетения чия
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пытают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики с использованием техники плетения чия» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Плетение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Данная программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена для правильного развития мелкой моторики обучающихся с ОВЗ, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы обучающийся систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Моторная ловкость может эффективно развиваться в плетении из чия. (чий-высокая жёсткая степная трава)
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Плетение из чия, известно с глубокой древности, как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции и сохранили свое значение и в наши дни. Занятия по обучению обучающихся с ОВЗ декоративно-прикладному виду творчества направлены на воспитание художественной культуры, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Занятия по плетению успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. У обучающихся развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Они учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. У обучающихся с ОВЗ начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный и дифференцированный подход. Результат будет достигнут, если обучающийся на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал обучающегося будет использован полностью. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание на соблюдение правил безопасности труда при работе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор обучающихся. Их творческое развитие осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых мини циновок вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Важной стороной трудовой деятельности, её интеллектуальным компонентом, является предварительное планирование предстоящей работы. У обучающихся начинает формироваться мысленный образ устройства предмета, способы его изготовления и порядка выполнения трудовых операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность становится понятной, т. е. переходит в мыслительную деятельность.
Обучение предварительному планированию начинается с использования предметно - инструктивных схем. На схеме могут быть только основные операции по изготовлению поделки. А заканчивать планирование работы обучающийся должен самостоятельно, привлекая своё творчество.
При планировании и осуществлении работы над изделием, перед обучающимся ставятся вопросы:
С чего надо начать работу?
Что будем делать потом?
Что уже выполнено?
Что осталось сделать?
Они отвечают на вопросы, первоначально опираясь на конкретные подсказки, позднее по представлению.
Далее наступает исполнительский этап – их собственная трудовая деятельность по изготовлению поделки. Вопросы, которые задаются на данном этапе, носят различный характер: одни помогают более сильным в поисках самого рационального способа действий по изготовлению поделки, другие связаны с предвидением возможных ошибок (чтобы их не допустить, третьи направлены на анализ уже допущенных ошибок (почему произошла данная ошибка и что нужно сделать, чтобы она не повторилась). Вопросы способствуют осознанию выполняемой работы, развитию навыков самоконтроля, активной мыслительной деятельности.
Заключительный этап занятия - подведение итогов работы, адекватная оценка выполнения работы, словесный отчёт о работе, оформление выставки работ.
Рассказывая о своей работе, обучающийся осмысливает правильность (или ошибочность) произведённых действий, закрепляет в сознании последовательность этапов работы и отдельных операций. Навыки словесного отчёта существенно помогают развитию умений планировать будущую работу, что значительно труднее, чем рассказать о том, что было сделано.
Таким образом, полноценный словесный отчёт значительно помогает и развитию речи : постепенно их высказывания приобретают лексическую полноту и чёткость, большую точность грамматического оформления. Отражение в речи произведённых действий приводит к более полному и продолжительному запоминанию учебного материала.
Уровень развития движений обучающегося определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния обучающегося c ОВЗ в школе. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ими двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
•обучение может проводиться и в старшем дошкольном возрасте;
•занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие обучающегося с ОВЗ. Методика программы позволяет обучающимся с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости :
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель программы : создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости плетения из чия и коррекция развития мелкой моторики.
Задачи программы :
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать в обучающихся с ОВЗ аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Коррекционно -развивающие :
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развитие общих трудовых умений и навыков при работе с чием;
Коррекционно – образовательные:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
4. Обучение технологическому процессу плетения, руководствуясь принципом последовательности выполнения более простых изделий к более сложным, требующих более сложных умений;
5. Учить предварительному планированию своей работы, использование схем, укреплять мышцы рук;
История возникновения плетения из чия
Плетение из чия - древний народный промысел, который, бесспорно, является красивым ремеслом. Плетение циновок, так же, как войлочные и ткацкие ремесла, имеют многовековую историю. Без чиевой циновки невозможно представить жизнь казахов в дореволюционное время, циновка сохранила широкое распространение и ныне. Без узорной чиевой циновки (шым ши) нельзя представить внутреннее убранство юрты. Прямое ее назначение - утепление внутреннего помещения юрты в холодное время. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя, предохраняли от проникновения пыли и сора
Плетением циновок (ши) занимались кочевые и полуоседлые народы, населявшие территорию Средней Азии еще с древнейших времен. Ши вязали для хозяйственных и бытовых нужд. Метод изготовления сохранился до сегодняшнего дня без изменения
Солома: циновки “чий”
Чий — чия; м. [тюрк. чий] 1. Многолетние травянистое растение сем. злаков, произрастающее обычно в степях и полупустынях или на каменистых склонах (используется как ценный зелёный корм). Сухие стебли этого растения (используются для плетения изделий … Толковый словарь русского языка Кузнецова).
Чий — циновка, сплетённая из стеблей травы чий (отсюда название) или камыша; издавна распространена в быту народов Средней Азии, казахов. Особый интерес представляют узорные чии киргизов и казахов: орнамент в основном геометрический, включающий роговидные завитки, спирали и крючки, образуется при соединении стеблей, каждый из которых оплетён в определённом порядке различной по цвету шерстью; в композиции (раппортной или "замкнутой") преобладают красный и синий цвета, дополненные жёлтым, белым и зелёным…
Раньше плели три вида циновок:
1. Оре ши - простое сплетение чиевых стеблей; Оре ши широко применялась в хозяйстве казахов. На ней раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока. На простых циновках сушили молочные продукты. Простые циновки не обматываются шерстью в отличие от узорной циновки.
2. Шабак ши - чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и в совокупности представляют чередование сплошных цветных полос; Шабак ши применялась в виде ширмы, огораживающей хозяйственную часть юрты (направо от входа, ее иногда использовали как оболочку кереге.
3. Шым ши – узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Разновидностью шым ши является шым есик – узорная циновка, подшиваемая к войлочной накидке двери юрты. При плетении шим ши каждый стебель чия сплетался полосками цветной шерсти в определенных границах, а все стебли, сплетенные подобным образом, создавали четкий орнамент. Размеры шим ши были произвольными: ширина была не менее 140 см и доходила до 170 см, а длина – до 10 м и даже более.
4. Шим есик – узорная циновка, пришиваемая к внутренней стороне войлочной накидки двери юрты, плелась как и шим ши, но размеры ее были меньше: ширина от 100 до 140 см, длина не более 300 см, причем узорная часть – не более 250 см. В любой области декоративно-прикладного искусства, в том числе и в плетении ши, обращают на себя внимание мастерство, художественный вкус мастериц, орнамент. Все используемые виды орнамента композиционно подразделяются на особенный (индивидуализированный, цельный, двусторонний, продолговатый.
Технологии плетения
Сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Закончив намотку шерсти на один стебель, отложив его в сторону, изготавливают следующий. Каждый обмотанный стебель кладут рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности. По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет выступать красочный узор циновки.
Затем, сплетая их все вместе, получают великолепный ковровый рисунок. Плетеными таким способом циновками — шымши обкладывают решетчатые стены юрты — кереге. Для шымши заготавливаются тростинки одного размера; затем они соединяются при помощи различных нитей, и получается полотнище нужных размеров. Плетение циновок было распространено по всему миру гораздо шире, чем производство ковров из шерсти и шелка. Да и технология изготовления циновок скорее всего древнее. Во многих тропических странах народные мастера по сию пору делают подстилки из различных волокон. В Африке для этих целей используется маис (кукуруза, в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага, на Филиппинах - волокно листьев сахарной пальмы, на Кавказе и в Средней Азии - дикий злак под названием росичка, а также болотные травы рогоз и чий.
Сырьем для циновок служит и еще одно водное растение - лотос. Стебли этого цветка настолько прочны, что, несмотря на свою тонкость, не требуют дополнительного укрепления. Циновки из лотоса плетутся в Египте, Индии, на Шри-Ланке и Бали. Старинные секреты мастерства позволяют включать в полотно даже цветы. На Западе и у нас такие вещи являются коллекционными. Да и в перечисленных странах нужно приложить немалые усилия, чтобы найти мастеров, плетущих из лотоса, а тем более по древним технологиям.
Существуют разные способы плетения полотна циновки. Можно делать косички, можно сплетать нити в шахматном порядке, можно совмещать волокна нескольких видов.
Плетутся циновки, как правило, вручную, несмотря на то, что это дорого и трудоемко. Возможен и машинный способ, он значительно удешевляет изделия. Циновки предлагаются или окрашенными, или натурального цвета.
В наше время изделия из чия, как ценное художественное наследие, получают свое дальнейшее развитие. Народные мастерицы продолжают заниматься искусством плетения чия цветной шерстью, хотя далеко не в тех масштабах, как в то время, когда основным жилищем была юрта. Наряду с традиционными циновками они создают из чия декоративные вещи для украшения современного жилища. Большое внимание искусству плетения чия стали уделять профессиональные художники. Достойно оценив чий как художественный материал, они делают из него сумки, ширмы, шторы, абажуры, декоративные салфетки, посуду, декоративные сюжетные панно
Влияние плетения на развитие умственных способностей и творческого мышления.
Плетение – отличный способ привить усидчивость и аккуратность. Это занятие развивает фантазию, творческое мышление и воображение. Плетенные мини циновки оригинальны, неповторимы – и в этом их прелесть.
Плетение из чия - практическая методика. Обучающийся выполняет определенные действия – в данном случае плетет мини циновки, и эта деятельность приводит к развитию у него определенных способностей и качеств. При этом у юных мастеров развиваются не только способности к творчеству, творческому мышлению, но и многие качества личности крайне необходимы ему самому школе, а затем и в жизни.
Что немаловажно, занимаясь плетением, обучающийся занят и развитием своих умственных способностей и выполнением привлекательных мини циновок.
Необходимые способности и творческое мышление развиваются сами, попутно, в процессе выполнения работы.
Итак, что же дают занятия плетения мини циновок из чия?
Влияние на внутреннее состояние:
Развитие творческого мышления и воображения.
Развитие самостоятельности.
Развитие моторики пальцев рук.
Плетение разрабатывает сложную моторику движения кисти, формирует навыки исполнительского мастерства.
Мелкая моторика рук — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- в связи с развитием речи;
- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Плетение – не самое простое из детских занятий, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики.
Во-первых, разбираясь с чием, нитками, шерстью выкладывая их ровно на столе, обучающийся развивает мелкую моторику рук и пальчиков.
Во-вторых, разглядывая цветные материалы, учится тонко различать оттенки и тренирует зрение.
В-третьих, создавая мини циновки, развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты:
- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- улучшение общей двигательной активности;
- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;
- формирование чёткой, грамотной речи;
- улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диагностик.
Подведение итогов реализации данной образовательной программы осуществляется через показ достижений обучающихся с ОВЗ родителям в форме выставок.
На занятиях обучающийся учатся экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в подгруппах и индивидуально по 40-45 минут и предполагают использование следующих форм :
Формы работы
Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством обучающихся, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес обучающихся.
Парная форма работы - предполагает работу в паре. Это объединяет обучающихся, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию.
Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию обучающегося с ОВЗ.
Методы работы:
Словесные методы (устные и печатные).
Игровые методы (дидактические).
Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций)
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование, организация работы с семьей, организация обучения обучающихся в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Занятия в данной программе построены таким образом, чтобы обучающийся мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный. Процесс обучения совмещается с практической деятельностью. Программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ независимо от сформированности речевых способностей.
Содержание программы
1. Вводное занятие
Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для плетения. Правила техники безопасности при работе.
2. История плетения чия и его использование. Знакомство с разными направлениями плетения, демонстрация образцов.
3. Способы плетения. Параллельное плетение
4. Основы цветоведения. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из геометрических элементов. Образцы узоров с разными композициями.
5. Эскизы. Выбор эскизов. Способы разметки элементов узора уколами иглы на каждом чие,
6. Технология накручивания нитки или шерсти на чий (палочки)
Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
7. Техника связывания чия друг с другом
8. Технология плетения
9. Изготовление работ для выставки
10. Подведение итогов
Материально-техническое обеспечение занятий по плетению
Стебли чия. (палочки)
Нитки мулине, шерсть.
Ножницы.
Заключение
В ходе творческой работы:
Во-первых, изучена история появления плетения из чия и распространения его в мире.
Во-вторых, особое внимание уделено знакомству с традициями и технологиями плетения.
В-третьих, плетение – это отличный способ развить моторику руки, а её развитие непосредственным образом влияет на правильное формирование личности, т. е. развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта.
Плетение не только формирует эстетический вкус, понятие прекрасного, но и черты характера, необходимые любому человеку. Это терпение, аккуратность, чувство меры, усидчивость.
обучающиеся должны знать:
- как организовывать рабочее место;
- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.
Обучающиеся должны уметь:
- подготавливать свое рабочее место;
- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- плести простые мини циновки
Примерная структура занятия:
Организационный момент (2 минуты)
Пальчиковая игра с речевым сопровождением
Основная часть (30 минут).
Задания на повторение:
2. Задание «Повторение названия цветов и геометрических форм» (2 минуты)
3. Задание «Обозначить цифрой число предметов»») (5 минут)
4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (3 минуты)
Физкультминутка: (3 минуты)
Новый материал:
5. Задание (6минут)
6. Упражнение для глаз «Рисование глазами цифр от 1 до 5» (1 минута)
7. Задание (6 минут)
III. Подведение итога и оценивание работы детей (2 минуты)