Екатерина Нестеренко
Программа по познавательному развитию дошкольников «Зелёный патруль»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы Программа по познавательному развитию дошкольников «Зелёный патруль»
Разработчики программы Нестеренко Екатерина Александровна - старший воспитатель МКДОУ детский сад № 26 станицы Павловской.
Резец Ольга Юрьевна - воспитатель МКДОУ детский сад № 26 станицы Павловской.
Публикация «Программа по познавательному развитию дошкольников „Зелёный патруль“» размещена в разделах
Основная цель программы Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс для формирования экологической культуры ребенка-дошкольника в интересах человека, общества, государства.
Задачи программы • Формировать экологическую культуру дошкольников
• Воспитывать духовно-нравственную личность ребёнка через приобщение детей к экологической культуре.
• Воспитывать осознанное ибережное отношения к окружающей среде.
• Воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить с жизнью природы.
• Развивать познавательные способности, творческие и интеллектуальные способности, психические процессы речевую культуру.
Воспитывать патриотические чувства : любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к родному краю, к окружающей его природе.
Участники реализации программы
• Дети.
• Педагоги.
• Родители.
Методическое обеспечение программы. Материально-технический ресурс:
-фото-видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийное обеспечение, плазменный телевизор с проигрывателем - для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечены педагоги МКДОУ д/с № 26.
Информационно-методический ресурс:
- Павловский музей.
- Детская библиотека.
- Достопримечательности станицы Павловской.
Развивающая предметно- пространственная среда. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует ФГОС ДО и СанПин. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО является: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; эстетически-привлекательной. Оборудован методический кабинет. В группе оборудован центр познавательного развития, уголок природы. В детском саду имеется необходимая методическая литература, пособия и игры.
Взаимодействие с родителями Программа направлена не только на экологическое воспитание дошкольников, но и на повышение педагогической культуры родителей, привлечение их к деятельному участию в воспитании у детей экологической культуры, нравственных качеств и чувства патриотизма.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы. • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам экологического воспитания;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать экологическим нормам поведения и правилам в окружающей его среде.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое воспитание дошкольников. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное, знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, сравнение (дети находят сходства и различия природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных при изменении условий, обобщение (дети учатся объединять растения и животные в группы) и др.
Данная программа отражает основные положения и идеи экологического воспитания дошкольников :
системное строение природы;
понятие «живое» и «неживое», как основа экологического воспитания;
единство живой и неживой природы;
приспособления растений и животных к среде обитания;
природа родного края, станицы;
бережное отношение к окружающей среде.
Основная цель программы.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс для формирования экологической культуры ребенка-дошкольника в интересах человека, общества, государства.
Основные задачи программы :
• Формировать экологическую культуру дошкольников
• Воспитывать духовно-нравственную личность ребёнка через приобщение детей к экологической культуре.
• Воспитывать осознанное ибережное отношения к окружающей среде.
• Воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить с жизнью природы.
• Развивать познавательные способности, творческие и интеллектуальные способности, психические процессы речевую культуру.
Воспитывать патриотические чувства : любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к родному краю, к окружающей его природе.
Модель образовательного процесса
Перспективный пан работы начинается с изложения задач, уоторые разделены на три группы:
первая группа – задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры:
вторая группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.);
третья группа – задачи, направленные на воспитание у детей нравственных качеств, познавательного интереса е природе, доброе и чуткое отношение к окружающему миру.
Программа включает в себя два направления работы.
Программа предназначена для разных возрастных групп, поэтому формы взаимодействия с детьми очень разнообразны.
В плане предлагаются разнообразные по форме занятия экологического содержания, комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные задания.
Особенность игровых занятий заключается в том, что они вклюсают совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества.
Родители являются неотъемлемой частью экологического воспитания детей дошкольного возраста. Для эффективного взаимодействия используются самые разнообразные формы работы.
Информационно-аналитические формы взаимодействия:
1. Проведение социологических опросов.
2. «Почтовый ящик».
3. Индивидуальные блокноты.
Познавательныеформы взаимодействия :
1. Семинары-практикумы
2. Тренинги
3. Проведение собраний, консультаций
4. Семейная гостиная
5. Устные педагогические журналы
6. Игры с педагогическим содержанием
7. Педагогическая библиотека для родителей.
8. Исследовательско-проектные деловые игры.
Досуговыеформы взаимодействия:
1. Совместные досуги, праздники
2. Выставки работ родителей и детей
3. Экологические акции, проекты.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; ин формационно-просветительскиеформы взаимодействия:
1. Дни (недели) открытых дверей
2. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
3. Выпуск стенгазет.
Реализация программы рассчитана на трехлетний курс обучения, который охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста.
№ Возрастная
группа Возраст
детей Количество НОД
в неделю в месяц в год
1 Средняя 4- 5 лет 0,5 2 18
2 Старшая 5- 6 лет 1 4 36
3 Подготовительная к школе 6- 7 лет 2 8 72
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы.
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ;
• Ребенок овладевает основными понятиями «живое», «неживое», имеет представления об окружающей среде;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам экологического воспитания;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать экологическим нормам поведения и правилам в окружающей его среде.
II.Содержательный раздел
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях экологической культуры, патриотических чувств и духовности, любви к Родине, формированию осознанного бережного отношения к окружающему миру.
Система воспитательной работы по экологическому воспитанию строится с опорой на содействие целостному познавательному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психического ителесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям экологической культуры.
Основой содержания программы экологического воспитания является взаимодействие педагогов, детей и родителей. Главными средствами развития личности ребенка является окружающая природа, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями о природе, через наблюдения, игры, опыты и проекты.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4–7 лет по экологическому воспитанию дается не по образовательным областям а интегрировано, используя несколько образовательных областей во время непосредственно образовательной деятельности. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности дошкольников.