Татьяна Аминова
Программа по патриотическому воспитанию. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Методы работы
Наглядные методы
наблюдения;
экскурсии, целевые прогулки;
показа сказок, видеофильмов;
демонстрация иллюстраций картинок, альбомов по теме;
Словесные методы
рассказ, объяснения воспитателя;
чтения произведений устного народного творчества, детских художественных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
беседы, занятия с элементами диалога;
ответы на вопросы педагога, детей;
загадывание загадок;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
разбор игровых ситуаций;
Публикация «Программа по патриотическому воспитанию, Часть 2» размещена в разделах
дидактические игры;
проведение викторин, конкурсов;
Практический метод
продуктивная деятельность;
разнообразные игры;
оформление альбомов, тематических папок;
постановка сказок, музыкальных спектаклей, выступления для воспитанников младших групп, для родителей;
участие в конкурсах, смотрах, фестивалях;
встречи с интересными людьми;
праздники, развлечения;
изготовление с детьми наглядных пособий для занятий;
Занятия проводятся во всех возрастных группах в течение всего учебного года, как в первой половине дня, так и во второй, с использованием различных педагогических технологий: технология проектирования, экспериментирования, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, музейно – педагогические технологии, технология индивидуально – личностного общения с ребенком, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Продолжительность занятий по возрастным группам: 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
В совместной деятельности педагоги широко используют разнообразные виды детской деятельности: познавательные занятия с использованием ИКТ, тематические беседы, игры (дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игровые и
проблемные ситуации, целевые прогулки и экскурсии, встречи с интересными людьми, наблюдения, рассказ, объяснения воспитателя, использование произведений устного народного творчества, использование детских художественных произведений, викторины, труд, художественная деятельность. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, в том числе спортивные, развлечения, праздничные обще садовские концерты.
Содержание данной работы с детьми реализуется через все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) с учетом принципов интеграции и тематического планирования.
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает девять тем:
Моя семья.
Осень. Растительный мир родного края.
Мой край и село, в котором я живу. Наша родина – Россия.
Народные традиции и культура России. Новый год у ворот.
Зима. Животный мир родного края.
Наши защитники.
Весна. Природа родного края.
Народные традиции и культура России (народные праздники).
Народные традиции и культура России (государственные праздники).
Данные темы взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.
2.3. Тематическое планирование
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. 2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде. Цель: развивать речь детей
4. Занятие «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность» Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
6. Занятие «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
Октябрь
«Моя семья»
1. Занятие «Моя семья».
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Беседа «Наша Родина-Россия».
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
4. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
5. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб приш л к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Ноябрь
«Наша Родина-Россия».
1. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях
2. Занятие «Государственный флаг РФ».
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
3. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
4. Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. 5. Занятие «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
6. Беседа «Дом, улица, адрес».
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.
7. Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
8. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!» Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
9. Рисование на тему «Моя Родина».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Декабрь
«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)
1. Занятие: «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
2. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. Занятие «Страна моя родная!».
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.
4. Изготовление альбома «Родная сторонушка».
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.
5. Развлечение «Я и мои права».
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
6. Беседа «Животный мир нашего края».
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
7. Праздник «Новогодний карнавал».
Цель: создать у детей радостное настроение.
8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
Январь
«Народные праздники»
1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям.
Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. Занятие «Доведи дело до конца».
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
4. Беседа «История моего села».
Цель: познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
5. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;
Февраль
«Сильны и могучи богатыри славной Руси»
(ко Дню защитника Отечества).
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Экскурсия в зимний парк. Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.
4. Беседа: «Они защищали наше село» Цель: Расширить знания детей о воинах – земляках, освобождавших наше село от немецких захватчиков»
5. Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
6. Занятие «Государственный герб России». Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
7. Праздник «Масленица». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
8. Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
9. Занятие «Кто сторожит тишину?» Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как, люди чтят их память.
10. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
Март
«Моя мама»
1. Занятие «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России». Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Апрель
«Наши космонавты»
1. Занятие «Покорение космоса».
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Беседа «Герб, флаг и гимн Ростовской области
Цель: познакомить с изображением флага и герба Ростовской области, познакомить с гимном Ростовской области, знакомить детей со значением символов, символикой цветов.
3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Беседа «Я и мо имя».
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. Занятие «Праздник Пасхи».
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
6. Развлечение «Праздник Родины – России!»
Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.
Май
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Беседа «знамя Победы».
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
3. Занятие «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Наши земляки- герои СССР».
Цель: воспитывать любовь и уважение к людям, как к защитникам Родины.
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
7. Занятие «День защиты детей.»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
8. Конкурс рисунков «Моё любимое село». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Наблюдения на сегодняшний день показывают, что многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные
обычаи народа.
При организации и проведении работы с семьей по нравственно – патриотическому воспитанию используются следующие формы работы:
Консультации, рекомендации, беседы и т. д.
Анкетирование, тестирование.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
«Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.
Изобразительная деятельность
Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».
Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.
Трудовая деятельность
Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: " Посади свое дерево", " Лучший участок", " Лучший Цветник"
Образовательная деятельность.
Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,
Социальное развитие
Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», " Семейные традиции".
Создание альбомов, газет, портфолио.
Здоровье и физическое развитие
Составление правил безопасного поведения на улице, дома.
Музыка.
Проведение праздников: " Рождество Христово", " Масленица",
«Мамин день», «День Защитников Отечества», "День Победы». «Выпускной».
Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме, России, природе, защитников Родины.
Работа с родителями. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии, прогулки;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Содержание работы
Сентябрь
Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию»
Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со взрослыми»
Октябрь
Консультация: «Влияние родительских установок на нравственное воспитание детей»
Семейная ассамблея: " Права ребенка"
Ноябрь
Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России" Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Декабрь
Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»
Рекомендации: "Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны"
Январь
Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»
Февраль
Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции». Беседа: "Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»
Март
Семейная ассамблея: " Мама моя и я"
Беседа: «Согласие между родителями- средство в развитие нравственности у детей»
Апрель
Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего села"
Май
Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»
Семейная ассамблея: " С чего начинается Родина! "
3. Организационный раздел программы
3.1. Материально- техническое обеспечение
В детском саду созданы все условия по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
стенд «Наш дом – Россия», где представлен материал по ознакомлению дошкольников с символикой Российской Федерации, её достопримечательностями;
детские музыкальные инструменты;
мини-музей «Русская изба», комната, убранная в русском стиле с предметы старины (прялка, разнообразные плошки, кувшины, чугунки, русская печь, колыбель и др.);
уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению дошкольников с государственной символикой;
уголки театрализации с различными видами театра к русским народным сказкам;
уголки художественного творчества, где представлены изделия прикладного искусства;
игровые центры, где созданы условия для развёртывания сюжетно- ролевых игр с необходимой атрибутикой;
русские народные костюмы;
атрибуты для народных игр.
3.2. Информационное обеспечение
В СП имеется необходимые методические пособия (научная, методическая литература, дидактический, наглядный и демонстрационный материал (альбомы «Моя родина-Россия», «Символика России», «Народные промыслы», «Русские народные традиции», «Города-герои», «70-летие Победы», «Моя семья», картинки и др., учебно-наглядные пособия (энциклопедии, атласы, детская художественная литература, разнообразные методические материалы (конспекты занятий, картотеки) в папках с файлами по каждой лексической теме, которые постоянно обновляются и пополняются. Также используется интернет источники.
3.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется под руководством следующего кадрового состава: заведующий, воспитатели
3.4. Взаимодействие с социальными партнёрами
В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.
Взаимодействие определяется планом и составлением договоров сотрудничества со стороны администрации ДОУ и социальными объектами.
3.5. Методическое обеспечение
1. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам
Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб. : Детство - Пресс, 1999. - 304 с.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2009. - 96с. - (Синяя птица)
3. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М. : ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
4. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников
«Дорогою добра». -М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.