маргарита шубина
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Содержательный раздел.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались с древнейших времен. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь все что нас окружает: движение транспорта на улицах, большое скопление людей, компьютеризация, животные и растения, представляет угрозу для жизнедеятельности.
Публикация «Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста „Любознайка“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка требует работы по приобщению дошкольников к основам безопасности жизнедеятельности.
Программапо основам безопасности жизнедеятельности «Любознайка» разработана в соответствии с ФГОС ДО, «Конвенции о правах ребенка», «Законом РФ «Об образовании» и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Главной целью программы является формирование основы безопасного поведения дошкольников.
Программа реализует следующие задачи:
Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения : предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать.
Организация работы по программе распределена по тематическим блокам:
Первый блок «Ребенок на улице»
В освоении этого блока ребенок должен изучить правила дорожного движения, ребенок учится правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать терминологию. Дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ДПС.
Второй блок «Ребенок на природе».
В реализации этого блока ребенок знакомится с природными опасностями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Педагог учит детей ответственному бережному отношению к природе. Воспитанники знакомятся с ядовитыми растениями и грибами, учат правила поведения с животными.
Третий блок «Ребенок дома».
В этом блоке воспитанники знакомятся с предметами домашнего быта, которые являются источниками опасности для детей. Ребенок должен усвоить, что некоторыми предметами должен пользоваться только взрослый. Дети учатся действовать в экстремальных ситуациях в быту (уметь пользоваться телефоном, умение привлечь внимание взрослых и позвать на помощь и др.). В рамках работы по ознакомлению детей с пожарной безопасности.
Четвертый блок «Береги здоровье».
Дошкольникам даются представления о том, что здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Педагог способствует формированию у детей здорового образа жизни, развитию представлений полезности физической активности и личной гигиены. Дошкольники знакомятся с правилами первой медицинской помощи.
Пятый блок «Береги ребенка»
Реализация данного блока состоит в работе с родителями, так как эффективность работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников обусловлена положительным примером взрослых. Данная программа направлена на привлечение родителей к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения. В данной работе организуются консультации различного характера, встречи с сотрудниками ведомственных организаций, праздники и развлечения, выставки пособий и игр.
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Принцип системности (работа проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течении недели).
Принцип индивидуального подхода (учет индивидуальных особенностей группы).
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Реализация содержания программы представлена в наиболее приемлемых формах работы с детьми дошкольного возраста :
дидактические игры;
прогулки;
беседы;
экскурсии;
игры- инсценировки;
игры- беседы
НОД.
Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно- образовательной работы по программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса, В. В. Гербовой, Т. В. Комаровой. Материал программы систематизирован и представлен в виде перспективных планов с приложением конспектов. Разработанное содержание интегрируется в различные виды детской деятельности: изобразительную, театральную, досуговую.
II. Организационный раздел.
Реализация программы рассчитана на двухлетний курс обучения, который охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста.
№ Возрастная
группа Возраст
детей Количество мероприятий
в месяц в год
1 Старшая 5- 6 лет 2 18
2 Подготовительная к школе 6- 7 лет 2 18
В перспективном планировании каждого года обучения включены все пять блоков.
Перспективный план работы
с детьми старшей группе (5-6 лет).
Месяц № Тема Программное содержание
Блок «Ребенок на природе»
Сентябрь 1. Беседа на тему: «Умеешь ли ты обращаться с животными». Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними; учить детей понимать состояние и поведение животных.
2 Игра беседа «Берегись насекомых» Дать детям знания правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Октябрь 1 Игра беседа «Съедобные и несъедобные грибы» Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах
2 Теневой театр «Осторожно, ядовито!» Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые. Учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
Блок «Ребенок на улице»
Ноябрь 1 Прогулка «Знакомство с улицей Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о поведении на улице.
2 Наблюдение за светофором Познакомить детей с работой светофора
Декабрь 1 Беседа «Волшебные полоски» (рисование «зебры») Познакомить детей с пешеходным переходом, помочь запомнить для чего он нужен, где его можно увидеть.
2 Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах» Рассмотреть различные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликах. Научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
Блок «Ребенок дома»
Январь 1. Игра-эстафета «Тушим пожар» Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожара. Познакомить с тушением пожара. Воспитывать ловкость и выносливость.
2 Беседа «Не ходи с чужими людьми и не разговаривай с ними». Воспитывать у детей чувство самосохранения.
Февраль 1. Беседа «Не включай электрическую плиту» Знакомить детей с предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, учить осторожно обращаться с электроприборами. Воспитывать привычку слушать старших.
2 Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар. Воспитывать уверенность в своих действиях. Обогащать словарь детей новыми понятиями и словами.
Март 1 НОД «Один дома»
Научить детей определять незнакомых людей, как вести себя, если кто-то звонит в дверь или по телефону; помочь детям запомнить номер полиции.
Развивать у детей навыки безопасного поведения дома (если ребёнок остался один дома, восприятие, мышление, внимание, память, речь.
Воспитывать у детей чувство самозащиты.
2 НОД «Его величество- электричество» Обобщать знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Блок «Береги здоровье»
Апрель 1. Игра- беседа «Спорт – это здоровье» Дать представления об Олимпийских играх. Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина.
2 Развлечение «В гостях у Айболита» Закреплять знания детей о культурно- гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.
Май 1 НОД «Машенька заблудилась»
Закрепить у детей понятие «заблудился».
Воспитывать основы безопасного поведения в общественных местах.
Развитие связанной речи.
2 Досуг «Дорога к доброму здоровью» Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Выделить навыки культурно- гигиенического поведения. Закрепить полученные знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Перспективный план работы
с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Месяц № Тема Программное содержание
Блок «Ребенок на природе»
Сентябрь 1. Беседа: «Кошка и собака наши соседи». Формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности.
2 КВН «Не зная броду, не суйся в воду» Обобщать знания правил поведения в экстренных ситуациях, закрепление правил безопасности поведения во время игр в разное время года.
Октябрь 1 Игра «Ядовитые грибы и ягоды» Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснениях педагога.
2 Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы
Блок «Ребенок на улице»
Ноябрь 1 Игротека «Страна Светофория» Закрепить умение применять полученные знания на практике.
2 «Зачем нужны дорожные знаки» Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить дорожные знаки, познакомить с новыми.
Декабрь 1 КВН на тему «Знатоки правил дорожного движения» Обобщить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения,
повышать интерес к изучению правил дорожного движения, способствовать усвоению детьми норм и правил поведения на дороге, развивать чувство взаимопомощи, развивать речь детей.
2
НОД «Правила дорожного движения» Обобщить знания детей о правилах дорожного движения, повышать интерес к изучению правил дорожного движения, способствовать усвоению детьми норм и правил поведения на дороге.
Блок «Ребенок дома»
Январь 1. Викторина «Юные пожарные» Закрепить знания правил пожарной безопасности, развивать память, сообразительность, находчивость.
2 Игра- беседа: «Службы «01» «02» «03» Продолжать знакомить со службами спасения, учить детей распознавать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта.
Февраль 1. Беседа: «Что мы будем делать, когда остались дома одни» Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности в общении с незнакомым людьми.
2 НОД «В мире опасных предметов» Формировать умение сосредотачивать внимание детейна опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.
Март 1 Драматизация «Спичка- невеличка» Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.
2 Дидактическая игра «Если возник пожар» Продолжать учить детей правилам пожарной безопасности.
Блок «Береги здоровье»
Апрель 1. Беседа «Советы Доктора Айболита» Познакомить детей с правилами здорового образа жизни. Развивать логическое мышление, обогащать речь детей. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь. Продолжать учить находить и называть геометрические фигуры. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2 Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» Познакомить детей с понятием «витамины». Закреплять знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.
Май 1 «Сохрани свое здоровье сам» Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям и самомассажу.
2 Досуг «В здоровом теле- здоровый дух» Формировать у детей любовь к здоровому образу жизни.