Ксения Мустаева
Программа по формированию психического здоровья и гармонизации развития личности детей с элементами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблемы современного мира привели к явной невротизации населения, что отражается на психоэмоциональном состоянии детей. Неустойчивость настроения, раздражительность, возбудимость, неумение «держать себя в руках», приводят этих детей в группу риска. Нарушается их социальная адаптация, возникают страхи, чувство одиночества и беспомощности, нерешительность в общении, скованность.
Публикация «Программа по формированию психического здоровья и гармонизации развития личности детей с элементами арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Арт-терапия в состоянии взять на себя задачу психокоррекции, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка благодаря индивидуальному и групповому выражению себя в изотворчестве.
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир человека, это относительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» ( буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл. А. И. Копытин даёт следующее определение арт – терапии: «Арт – терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством».
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.
Каждое упражнение, снимая зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Арт - терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. «Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт – терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность».
Данная программа адресована на детей старшего школьного возраста.
Сроки реализации – 4 месяца.
Цель: создание условий для формирования психического здоровья и гармонизация развития личности детей старшего школьного возраста
Задачи:
развить самоконтроль;
научить сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
повысить самооценку и запустить механизм личностного роста;
помочь успокоиться, расслабиться и выразить свои ощущения;
помочь осознать свою индивидуальность, значимость.
Формы и методы работы :
изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;
музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи;
игротерапия - воздействие с использованием игры;
цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние, самочувствие;
терапия водой - возможность использовать эту технологию для обогащения эмоционального опыта;
танцетерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие.
Ожидаемые результаты:
развитие самоконтроля;
умение сконцентрировать внимание на чувствах и эмоциях;
повышение самооценки и успешная работа механизма личностного роста;
умение успокоиться, расслабиться и выразить свои ощущения;
осознание своей индивидуальности и значимости.
Тематический план
№ Тема Количество часов
1 Знакомство 1,5
2 «Пространство вокруг»
2
3 «Сказка обо мне» 1,5
4 Релаксация
1,5
5 «Бугага» 1
6 «По парам» 1
7 «Образы в ответ на эмоции» 2
8 «Мои сновидения» 2
9 «Только представь» 1
10 «Все эмоции на бумагу» 1
11 «Бережнее друг к другу» 1
12 «Автобиография» 1,5
13 «Настроение природы, нот, мелодии» 1
14 «Отражение меня в магическом круге» 1
15 «Рукопожатие» 1
16 «На память»
1,5
ИТОГО: 20