Щербенко Валентина
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение.
Публикация «Программа песочной терапии „Волшебный песок“ (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка.
«Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения» А. В. Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
1.1 Цели и задачи программы.
Основная цель: развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются
Задачи:
• стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
• вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
• формировать позитивное отношение к своему «Я»;
• формировать позитивное отношение к сверстникам;
• развивать навыки социального поведения;
• совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• cпособствовать проявлению эмпатии;
• развивать фантазию и образное мышление;
• побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
• использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
1.2. Основные направления программы.
Игровая деятельность.
• Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
• Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
•Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
•В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое.
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
• снизить уровень нервно – психического напряжения;
• способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное.
• Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
• Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
• Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
• Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
• Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений).
• Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
• Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
• Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи.
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
• развивать точность понимания речи;
• способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
• обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
• используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
• используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
• пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
1.3. Основная идея программы.
Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности, через создание позитивного эмоционального фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
• песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
1.4. Советы по организации занятий.
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
1.5. Оборудование:
1. Песочница.
2. Песок.
3. Кинетический песок.
4. Фигурки:
• Человеческие персонажи;
• Сказочные герои (злые и добрые);
• Животные (домашние, дикие и др.);
• Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.);
• Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.);
• Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.);
• Бросовый материал (трубочки, цветной картон);
• Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.);
• Пластиковые трубочки с отверстиями;
• Совочки, грабельки, стаканчики, сито.
1.6. Условия проведения занятий с песком:
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Исключить детей с аллергией на пыль и мелкие частицы, а так же легочные заболевания.
3. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
1.7. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса.
Методы.
Наглядные методы:
• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
• наглядно - зрительные / дидактический материал /;
• сенсорно - моторные / обследование /;
• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /;
• пояснения, уточнения.
Практические методы:
• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Формы.
Индивидуальные игры:
позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры:
игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму- никативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
1.8. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.
На первом занятии можно узнать очень многое о ребенке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока ребенок строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребенка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки, сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
1.9. Сроки реализации программы.
Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
2. Тематическое планирование.
2.1. Тематический план работы с песком с детьми младшего возраста.
Месяц Неделя Игры и упражнения
Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»
2 неделя «Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического»
3 неделя «Копаем – насыпаем»
4 неделя «Пересыпаем»
Октябрь 1 неделя «Мышки в норках»
2 неделя «Перелетные птицы»
3 неделя «Домики для животных»
4 неделя «Посуда. Копаем-насыпаем»
Ноябрь 1 неделя «Цветные заборчики»
2 неделя «Мой дом. Угадай, чьи следы»
3 неделя «Я и моя семья»
4 неделя «Зимняя сказка»
Декабрь 1 неделя «Угощение для животных»
2 неделя «Зимние забавы»
3 неделя «Новогодние украшения»
4 неделя «Чьи следы»
Январь 1 неделя ---
2 неделя ---
3 неделя «Секретики»
4 неделя «Животные холодных стран»
Февраль 1 неделя «Снег идет»
2 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»
3 неделя «Мы едем, едем,едем…»
4 неделя «23 февраля»
Март 1 неделя «Подарок маме»
2 неделя
3 неделя «Признаки весны»
«Вода вокруг нас. Кто живет в воде?»
4 неделя «Приключение на морском дне»
Апрель 1 неделя «Отпечатки наших рук-птица»
2 неделя «Космос»
3 неделя «Угощения друзьям»
4 неделя «Что спряталось в песке?»
Май
1 неделя «Народная игрушка»
2 неделя «Праздничный салют»
3 неделя «Цветочная поляна»
4 неделя «Рисуем узоры»
2.2. Тематический план работы с песком с детьми средней группы.
Месяц Неделя Игры и занятия
Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»
2 неделя «Знакомство со свойствами сухого и кинетического песка»
3 неделя «Разные следы»
4 неделя «Мышки в норках»
Октябрь 1 неделя «Чего не стало?»
2 неделя «Домишки для муравьишки»
3 неделя «Секретики»
4 неделя «Угадай на ощупь»
Ноябрь 1 неделя «Жили-были…»
2 неделя «Я волшебник»
3 неделя «Рисование песком»
4 неделя «Море, река и их обитатели»
Декабрь 1 неделя «Лесные жители»
2 неделя «Бабушкин дворик»
3 неделя «Рисование песком»
4 неделя «Я волшебник»
Январь 3 неделя «Сказочная страна»
4 неделя «Лес и его обитатели»
Февраль 1 неделя «Жила-была рыбка…»
2 неделя Инсценировка сказки «Колобок»
3 неделя «Рисованием песком»
4 неделя «Нарисуй цифры из песка»
Март 1 неделя Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»
2 неделя «Какой, какая, какое?»
3 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»
4 неделя «Найди клад»
Апрель 1 неделя «Математический диктант»
2 неделя «На поляне расцвели…»
3 неделя «Угадай на ощупь»
4 неделя «Я волшебник»
Май 1 неделя «Нелепицы»
2 неделя «Создай, что хочешь»
3 неделя «Найди больше»
4 неделя «Рисуем песком»
2.3. Тематический план работы с песком для детей старшего возраста и подготовительной группы.
Месяц Неделя Игры и занятия
Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»
2 неделя «Знакомство со свойствами сухого и кинетического песка»
3 неделя «Путешествие в Волшебную страну»
4 неделя «Что спряталось в песке?»
Октябрь 1 неделя «Упражнения с палочками»
2 неделя Инсценирование сказки «Теремок»
3 неделя «Цифры из песка»
4 неделя «Рисуем песком»
Ноябрь 1 неделя «Отгадай загадку»
2 неделя «Город в котором мы живем»
3 неделя «Отгадай загадку»
4 неделя «Домашние животные»
Декабрь 1 неделя «Водный мир»
2 неделя «Зимняя сказка»
3 неделя «Математический диктант»
4 неделя «Я волшебник»
Январь 3 неделя «Секретики в песке»
4 неделя «Мы создаем мир»
Февраль 1 неделя «Узнай букву и назови звук»
2 неделя «Найди клад»
3 неделя «Поварята»
4 неделя «Нарисуй цифры из песка»
Март 1 неделя «Подарок маме»
2 неделя «Какой, какая, какое?»
3 неделя «Необычайная история»
4 неделя «Необыкновенные следы»
Апрель 1 неделя «Математический диктант»
2 неделя «Признаки весны»
3 неделя «Угадай на ощупь»
4 неделя «Городок игрушек»
Май 1 неделя «Песочная грамота»
2 неделя «Создай, что хочешь»
3 неделя «Песочный д/с»
4 неделя «Рисуем песком»
3. Планируемые результаты:
• игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
• дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
• песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
• игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
• в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
• игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;
4. Структура и формат занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20- 30 минут (в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционально-личностной сферы.
Адресат: дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
4.1. Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Методическая литература, на основе которой была составлена программа
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со- провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра- зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
8. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.