Галина Колычина
Программа педагогического проекта «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Актуальность проекта : Наша страна богата природными ресурсами. Но издавна настоящим богатством России считался хлеб. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда люди относились по-особому. Забота о "хлебе насущном" составляла основную часть человеческой жизни: детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.
Публикация «Программа педагогического проекта „Слава миру на земле, слава хлебу на столе!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Хлеб всегда считался основным блюдом питания русского народа, причём именно ржаной (чёрный, а все остальные блюда на столе (борщ, щи, молоко и т. д.) расценивались как дополнительные блюда (приварок к хлебу). Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.
Современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому что, предполагаем, чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Если ребенок будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел
хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : формирование представлений о социокультурных ценностях
нашего народа.
Задачи:
1. Расширять представления детей о труде «хлеборобов», его общественной значимости.
2. Формировать представления о процессе происхождения хлеба и хлебобулочных изделий.
3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
Сроки реализации проекта : 03 – 14. 10. 2016 год
Предполагаемый результат:
• понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
• представления детей о последовательности этапов выращивания хлеба; технологии приготовлении хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
Этапы работы над проектом :
• подготовительный (целеполагание, разработка проекта,
• реализация проекта,
• презентация проекта.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка продуктов детского творчества «Хлебный натюрморт»
2. Создание мини – музея «От зерна до каравая»
3. Создание коллекции видов зерновых культур (центр экспериментирования)
4. Выпуск газеты «Хлеб – наше богатство»
5. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»
6. Соместное развлечение «Хлеб – всему голова»
7. Составление мнемотаблицы «Правила поведения с хлебом»
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап: постановка проблемы, планирование,
прогнозирование результатов/ продуктов проекта.
Цель: заинтересовать детей историей происхождения хлеба
Задачи:
- уточнить представления детей о происхождении хлеба;
- организовать образовательное пространство по теме проекта;
- способствовать обогащению детско-родительских отношений через вовлечение родителей в проектную деятельность.
Проблемные вопросы:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Что необходимо чтобы испечь хлеб?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
-как хлеб к нам на стол пришел?
Деятельность воспитателя:
Использует «Модель трех вопросов» - обсуждение будущей темы вместе с детьми. Уточняет, что дети знают, хотят узнать, что предполагают сделать для того, чтобы узнать, ведет записи высказываний детей.
Организует совместное планирование содержания и действий по теме проекта
Проводит викторину «Откуда хлеб на стол пришел?»
Обогащает развивающую предметно – пространственную среду по теме проекта игровыми, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, электронными образовательными ресурсами.
Деятельность детей:
Вступают в диалог, рассказывают, что они знают о хлебе, что им хочется узнать, высказывают предположения как это сделать. Принимают участие в обсуждении последовательности действий.
Участвуют в викторине «Откуда хлеб на стол пришел?»
Рассматривают книги, иллюстрации, фотографии по теме проекта, обсуждают между собой.
Приносят колосья пшеницы и других зерновых культур.
Деятельность родителей:
Рассказывают детям о пользе хлеба; вспоминают, как выращивают пшеницу и другие зерновые культуры на полях (по возможности, набдюдения во время загородных поездок).
Участвуют в викторине «Откуда хлеб на стол пришел?»
Знакомятся с целью и задачами проекта, принимают участие в обсуждении и составлении алгоритма работы по данной теме.
Принимают участие в оснащении развивающей предметно – пространственной среды.
2. Реализация проекта : организация разнообразных видов детской деятельности по теме проекта, поэтапная оценка.
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, эмоциональной отзывчивости по теме проекта.
Задачи:
1. Расширять представления детей о труде «хлеборобов», его общественной значимости.
2. Формировать представления о процессе происхождения хлеба и хлебобулочных изделий, о последовательности этапов выращивания хлеба.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Деятельность воспитателя:
Предлагает детям темы для диалога «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Польза хлебобулочных изделий»; «Блокадный хлеб»; «Берегите хлеб».
Рассматривает с детьми репродукции картин русских художников: И. Шишкин «Рожь», Т. Яблонская «Хлеб», В. Стажаров «Хлеб», «Калачи», К. Дацук «Русский хлеб», «Каравай», Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)», С. Смирнов «Утро в пекарне», Б. Кустодиев «Булочник», А Корзухин «У краюшки хлеба» и др. (с использованием технологии ТРИЗ)
Рассматривает с детьми иллюстрации сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб : трактор, комбайн, сеялка, борона; альбома «Профессия – хлебороб»
Предлагает посмотреть слайдовую презентацию «Откуда хлеб пришел». Знакомит с профессиями агроном, тракторист, комбайнер, сеяльщица, мукомол, пекарь.
НОД «От зерна до каравая».
Экскурсия на кухню детского сада
Чтение художественной литературы детям о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Паустовский «Теплый хлеб», стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик», Я. Дягутите «Руки человека», В. А. Алмазов «Простите меня»; пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Беседует с воспитанниками о прочитанном.
Организует дидактические игры «От зернышка до булочки», «Что сначала, что потом», «Посчитаем зерна», «Назови профессию», «Сложи правильно», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Пекарня», «Хлебный магазин», «Кулинария»
Подвижные игры «Хлеборобы»; командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»
Организует познавательно - исследовательскую деятельность: рассматривание и сравнение колосков (зерен) ржи, пшеницы, ячменя, овса; превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание семян - наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)
Организует продуктивные виды деятельности с детьми: оригами «Колосок», рисование с натуры «Хлебные колосья», аппликация из круп.
Предлагает детям создать коллективный коллаж «Хлебный натюрморт», «Вкусняшки в корзине»
Предлагает детям составить мнемотаблицу по правилам культуры поведения за столом, бережном отношении к хлебу
Деятельность детей:
Вступают в диалог, отвечают на вопросы воспитателя, слушают рассказ.
Составляют творческие рассказы по картине (по выбору)
Рассказывают народные приметы, обычаи, пословицы и поговорки о хлебе.
Рассматривают альбом «Профессия – хлебороб», иллюстрации с сельскохозяйственной техникой, обсуждают между собой
Составляют рассказы по теме «Как раньше хлеб выращивали?»
Принимают участие в играх – драматизациях по прочитанным сказкам
Выполняют задания дидактических игр
Обогащают опыт в игровой деятельности
Реализуют потребность в двигательной активности
Рассматривают и сравнивают колоски зерновых культур; молотят зерно в ступке; наблюдают за ростом злаков, фиксируют в дневнике наблюдением, делают выводы.
Принимают участие в продуктивных видах деятельности; рисуют с натуры, по замыслу, составляют узоры из круп.
Участвуют в создании коллективного коллажа «Хлебный натюрморт», «Вкусняшки в корзине»
Участвуют в мастер – классах.
Составляют мнемотаблицу
Деятельность родителей:
Виртуальная экскурсия в «Музей хлеба» в городах России: Санкт - Петербурге, Орхипо-Осиповке, в городе Ульм в Германии.
Посещают видео экскурсии в музеи мира по теме «Хлеб на картинах великих художников», вместе с детьми рассматривают репродукции картин русских художников по теме проекта, беседуют о содержании картины, помогают детям в составлении творческих рассказов.
Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе.
Изучают народный фольклор, пословицы и поговорки о хлебе, народные традиции и обряды. Прививают бережное отношение к хлебу.
Разучивают народные пословицы и поговорки о хлебе
Мастер – класс «Соленое тесто»
Мастер – класс «Песочное тесто»
3. Презентация результатов проекта : презентация продуктов проекта и рефлексия – размышление над новым знанием или опытом.
Цель: структурирование полученных знаний у детей по теме проекта.
Задачи:
1. Закрепить полученные знания дошкольников через индивидуальные проекты.
2. Способствовать усвоению у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе.
3. Формировать нравственно-ценностные ориентации в ходе совместной образовательной деятельности.
4. Формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Деятельность воспитателя:
Предлагает организовать мини – музей «От зерна до каравая»
Проводит видео – интервью у воспитанников «Что я узнал о хлебе?»
Организует выступление детей в группе с презентациями личных исследовательских проектов
Оформляет выставку продуктов детского творчества.
Предлагает выпустить газету «Хлеб – наше богатство»
Предлагает провести конкурс пекарей «Рецепты бабушек и мам» - выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях.
Предлагает развлечение «Хлеб - всему голова»
Деятельность детей:
Предлагают свои варианты экспонатов мини – музея «От зерна до каравая». Помещают поделки, выполненные из соленого теста. Оформляют коллекцию зерновых культур.
Участвуют в видео – интервью «Что я узнал о хлебе?»
Выступают с индивидуальными проектами
Участвуют в выпуске газеты «Хлеб – наше богатство»
В домашних условиях вместе с родителями пекут разные хлебобулочные изделия.
Активно участвуют в развлечении, демонстрируют приобретенные знания, используя народный фольклор, традиции; получают удовольствие от проделанной работы.
Деятельность родителей:
Помогают в создании мини – музея.
В домашних условиях вместе с детьми пекут разные хлебобулочные изделия. Делают фотоотчет о совместной деятельности.
Оформляют Кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам»
Помогают в подготовке развлечения, участвуют в развлечении.
Организуют чаепитие.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка продуктов детского творчества «Хлебный натюрморт»
2. Создание мини – музея «От зерна до каравая»
3. Создание коллекции видов зерновых культур (центр экспериментирования)
4. Выпуск газеты «Хлеб – наше богатство»
5. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»
6. Соместное развлечение «Хлеб – всему голова»
7. Составление мнемотаблицы «Правила поведения с хлебом»
Список литературы
1. Пицков Ю. А «Как хлеб на стол приходит». М. Просвещение, 2003 г.
2. Амусина Л. К. «Хлеб всему голова», Воспитание школьников, № 9, 2004 г.
3. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга», М., Советский писатель, 1982, 432 с.
4. Алмазов Б. А. Наш хлеб [Текст] : Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л. : Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.
5. Давыдова М. А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст]. -Москва: Вако, 2007.-64с.
6. Кожокарь О. П. Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
7. Назарова А. Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности.
8. Подшибякина С. Ю. Хоровод круглый год [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2004.-48с.
9. Смирнова Н. С., Тихонова М. В. Красна изба … [Текст]. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.
10. https://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.
11. https://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
12. https://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
13. https://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
14. https://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный.
15. https://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов
16. https://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
17. https://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
18. https://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе.
19. https://kudago.com/spb/place/cankt-peterburgskij-muzej-hleba/