Ольга Столярова
Проект «Слава русской стороне, слава русской старине»
▼ Скачать + Заказать документы
Направления: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема проекта : «Слава русской стороне, слава русской старине».
Цель проекта : патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством формирования представления о героическом прошлом русского народа и первых защитниках русской земли.
Задачи:
Публикация «Проект „Слава русской стороне, слава русской старине“» размещена в разделах
расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;
ознакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщить к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
формировать гендерную и гражданскую принадлежность;
сформировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
развивать чувство патриотизма;
развивать диалогическую речь;
воспитывать интерес истории России и Руси.
Актуальность проблемы: Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Важно донести до сознания воспитанников: образы воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к предкам и истории.
Проблема дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. Детей может взволновать в этом возрасте, только то, что увидят и услышат о геройских поступках, о подвигах и мужестве, и только потом эти впечатления откладываются в душе. Знакомство с былинными героями поможет раскрыть основные исторически важные качества защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за русский народ и развивать любознательность детей.
Вид проекта : краткосрочный (1 неделя).
Сроки реализации проекта : 01.02.2016 - 05.02.2016 год.
Участники: дети подготовительной «Б» группы, воспитатели, родители воспитанников.
Этапы и содержание проекта :
Подготовительный этап:
Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
Создать: альбом и презентацию «Богатыри земли русской».
Создать картотеку мультфильмов о богатырях.
Проработать дидактические игры: «Что нужно богатырю, солдату?», «Собери богатыря в поход», «Четвертый – лишний».
Подобрать музыкальный репертуар о богатырях.
Организация семейного конкурса на тему «Семейный герб на щите богатыря.»
Основной этап:
мероприятие задачи ответственные
Беседа «Былинные герои»
Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь»
Познакомить с некоторыми героями былин – русскими богатырями защитниками Русской земли и рассказать об их подвигах, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ, любознательность.
Развивать монологическую, диалогическую речь и воображение; формировать гендерную принадлежность; воспитывать патриотические качества. Воспитатель
Д/и, словесные, настольно-печатные
1. «Собери богатыря в поход», «Что нужно богатырю, солдату?»
2.«Четвертый - лишний»
3.«Один - много»
1. Закрепление знаний об отличительных особенностях богатыря в одежде, средстве передвижения и оружии.
2. Развивать внимание, память, мышление,
3. Развивать речь, формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов;
закрепить умения согласовывать слова. Воспитатели
Р. речи
«Защитники земли русской»
Вызывать эмоциональный отклик при восприятии картин с историческим сюжетом и классической музыки. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, чувство патриотизма.
Развивать умения вычленять свойства и предметы, относящиеся к богатырям; умение классифицировать, развивать логическое мышление; совершенствовать умения высказываться, подбирать синонимы к качествам героев; познакомить детей с понятиями герой-защитник, богатырь, подвиг; познакомить с профессиями героев - «богатырей» в современной жизни.
Воспитывать чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
Воспитатель
П/и
«Переправь раненого»
«Кто быстрее»
«Перетягивание каната»
Развивать ловкость, быстроту, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитатели
Физминутка
под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота» :
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Воспитатель
Строит. /и
«Застава», «Крепость»
развитие мышления, конструктивных способностей, пространственного воображения, воспитывать доброжелательность, умение договариваться в игре.
Воспитатели
Рассматривание:
Репродукция картины Васнецова «Три богатыря»
альбом «Богатыри земли русской»
Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание. Воспитатель
Сюж. /и
«Богатыри Руси» Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. воспитатели
Рисование:
«Сказочное царство богатырей»
Лепка:
«Богатырский конь»
Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, былин, изображать сказочные дворцы и богатырей. Закреплять умение рисовать в определенной цветовой гамме. Развивать эстетические чувства, творчество, воображение.
Закреплять умение лепить фигуру животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.). Воспитатели
Чтение
Былина «Добрыня и Змей»
Загадки о богатырях, пословицы и поговорки о богатырях.
Приобщение к художественной литературе, ознакомление с былиной. Воспитатель
Свободная деятельность:
Раскрашивание «Богатыри», «Замки»
Рассматривание журнала «Богатыри земли русской»,
д/игры
Развитие творческой активности, любознательности, мелкой моторики, самостоятельности в поисках активности, воспитывать аккуратность.
Дети
прослушивание песен: «Богатырская сила» - муз. А. Пахмутовой
Знакомство с музыкальным репертуаром, воспитывать интерес к музыке.
Воспитатель
Игры малой подвижности
«Проведи богатыря» (подобие «Минное поле»)
Развивать внимательность, закреплять умение ориентироваться в пространстве Воспитатель
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Богатыри земли русской» Закрепить знания о богатырях, воспитание любви к Родине, уважение к героям, доставить радость детям.
«Собери богатыря в путь-дорогу.»
«Назови богатыря»
Конкурс силачей
Эстафета «Проскачи на коне»
«Перетяни канат»
«Богатырский щит» Воспитатель
Дети
Родители
Просмотр
Мультфильмы:
«Детство Ратибора», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Василиса Микулишна», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец. Пролог»
Презентация:
«Богатыри земли русской»
Подвести детей к пониманию нравственного смысла мультфильма, оценке поступков и характера главных героев.
Знакомство биографией былинных героев, их характерными особенностями. Воспитатель
Взаимодействие с родителями
Семейный конкурс «Семейный герб на щите богатыря»
Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье».
Рекомендации по просмотру мультфильмов по теме: «Былинные герои»
Привлечение родителей к сотрудничеству в патриотическом воспитании дошкольников.
Развитие творческих способностей, укрепление детско-родительских отношений. Воспитатели
Родители
Дети
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Богатыри земли русской»
Семейный конкурс: «Семейный герб на щите богатыря»
Закрепить знания о богатырях, воспитание любви к Родине, уважение к героям, доставить радость детям.
«Собери богатыря в путь-дорогу.»
«Назови богатыря»
Конкурс силачей
Эстафета «Проскачи на коне»
«Перетяни канат»
«Богатырский щит»
Привлечение родителей к сотрудничеству в патриотическом воспитании дошкольников.
Развитие творческих способностей, укрепление детско-родительских отношений. Воспитатель
Дети
Родители
Ожидаемые результаты:
• Появится интерес детей к изучению истории о героях земли русской;
• Расширить кругозор знаний детей о былинах и былинных героях, об исторических событиях на Руси;
• Сформировать гендерную и гражданскую принадлежность;
• сформировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• развить чувство патриотизма;
• развить диалогическую и монологическую речь;
• Активизировать родителей на сотрудничество в патриотическом воспитании детей.
В ходе работы над проектом была создана атмосфера сотворчества детей, педагогов и родителей; систематизированы полученные ранее и вновь приобретённые знания.
Список использованной литературы:
1. Алешина И. А. Патриотическое воспитание дошкольников. М. ,2004
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс]