Людмила Николаевна Ткаченко
Программа оздоровления и здоровьесбережения в младшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Публикация «Программа оздоровления и здоровьесбережения в младшей разновозрастной группе» размещена в разделах
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
Создание здоровьесберегающей среды в группе
Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов
Ожидаемые результаты:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
оптимальное функционирование организма;
формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• оптимальное функционирование организма;
• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды
Термины и понятия
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий :
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
технологии валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;
обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
физкультурно-оздоровительные технологии;
медико-профилактические технологии.
Режим двигательной активности детей в течение года
1. Утренняя гимнастика - 5 мин
2. Физкультурное занятие - 15 мин
5. Музыкальное занятие - 2 раз в неделю по 15 мин
6. Физкультминутки - 1-3 мин 3р в день
7. Организованная деятельность на прогулке : п. и., медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, на спортивном оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт. игры и т. д. -15-30 мин
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры - 1 час
9. Упражнения после дневного сна - 5 мин
10. Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упражнения со спортинвентарем и др. - 1 час
11. Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигательными и строительными игрушками и др. - 1 час
12. Спортивные развлечения - 1р в неделю
13. Спортивный праздник - 2р в год
14. Неделя здоровья - 2р в год
Комплексно-тематический план
по валеологическому воспитанию детей в младшей разновозрастной группе
Сентябрь
1. Тема: «Это – Я и мои друзья».
О. Ц. : Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги)
2. Тема: «Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».
О. Ц. :Формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним
3. Игротерапия.
Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.
Октябрь
1. Тема: «Водичка, водичка».
О. Ц. : Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчёсываться, пользоваться носовым платком
2. Умоем куклу Дидактическая игра
О. Ц. :Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания
3. Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щётка только для тебя…» Чтение художественной литературы О. Ц. :Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
Ноябрь
1. Тема:«В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет.
О. Ц. : Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач заботится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых
2. Игра – инсценировка «Оля и Айболит»
О. Ц. : Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соотносить со словом игровые действия с куклой
3. Кукольный театр «Мишка заболел»
О. Ц. : Закрепить полученные знания о работе мед. персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким
Декабрь
1. «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра
О. Ц. :Познакомить с сезонными видами одежды и её назначением по сезонам; развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды
2. «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О. Ц. :Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней одежды на куклу) ; доставить детям радость
3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок О. Ц. :Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей
Январь
1. Тема «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра.
О. Ц. : Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть её одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой
2. Тема «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра
О. Ц. :Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последовательность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды
3. Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон».
О. Ц. :Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям. Формировать правила культуры поведения во время режимных процессов
Февраль
1. Витамины «О пользе витаминов» Беседа
Рассматривание наглядного пособия.
О. Ц. :Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.
2.«Где живут витамины» Дидактическая игра
О. Ц. :Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах
3. «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О. Ц. :Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее
Март
«Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа.
О. Ц. : Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.) ; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.)
«Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа.
О. Ц. : Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.
3. «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О. Ц. :Рассказать детям о пользе молочных продуктов
4. «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа.
О. Ц. : Обобщить знания детей о полезных продуктах
Апрель
1 Спорт – наш друг. «Как стать сильным здоровым?» Беседа
О. Ц. :Уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом
2. «Зачем надо заниматься спортом?» Кукольный театр
О. Ц. :Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных занятий. Воспитывать интерес к спорту
3 «Утренняя гимнастика» Беседа.
О. Ц. : Рассказать детям о пользе зарядки.
Май
1. «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять…» Беседы.
О. Ц. : Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке
2. «Что такое хорошо, что такое плохо…» Кукольный театр О. Ц. :Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.)
3 «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник О. Ц. :Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному мероприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни.
Приложение 1
Комплекс с использованием методов
снятия психоэмоционального напряжения «В гостях у солнышка»
1. Вводная часть
Дети входят в зал
Игра «Солнечный зайчик».
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком(15 с)
Бег врассыпную(15 с).
Ходьба в колонне по одному(15 с)
Построение в круг
2. Основная часть.
Упр-е «Улыбнись солнышку» И. п. : стоя, ноги слегка расставлены,руки на плечах. Поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. Те же движения повторить левой рукой и ногой.
Упр-е «Играем с солнышком». И. п. : сидя,ноги согнуты в коленях,руками обхватить колени. Поворотсидя. переступаяногами,на 360 градусов. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
Упр-е «Играем с солнечными лучами». И. п. :сидя,ногивместе,рукиопущены. Ноги развести в стороны. ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить 6 раз.
Упр-е «Отдыхаем на солнышке». И. п. : лежа на спине,ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по 3 р. В каждую сторону.
Упр-е «Ребятишкам радостно» И. п. : ноги вместе, руки на поясе. 10 прыжков чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
3. Заключительная часть
Ходьба по залу в колонне по одному(15 с)
П. и. «Солнышко и дождик»
Дыхательное упр-е «Дуем на солнышко»(15 с)
Дети прощаются с солнышком и возвращаются в группу.
Комплекс утренней гимнастики «Весёлые медвежата»
Вос-ль: Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.
Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт – снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь. Кто же я скажи… (медведь)
Вос-ль: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат. Раз, два, три, мы закружились, В медвежат мы превратились. Сейчас медвежата сделают зарядку.
Утром мишенька проснулся, мишка к солнцу потянулся. Вот так, вот так мишка к солнцу потянулся.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали. Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили! Вот так, вот так и из речки воду пили.
Мишкам весело играть, мишкам хочется сказать. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вос-ль: Стоп, закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.
Сюжетный комплекс «Курочки»
I. Ходьба и бег друг за другом (2р по 10сек, ходьба на носках. Построение в круг.
II. ОРУ
«Курочки машут крыльями».И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «ко-ко», опустить. Д-6 раз.
«Курочки пьют воду».И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.
«Курочки клюют зерна»И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.
«Курочки ищут червячка».И. п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.
«Сильные крылья». И. п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.
«Курочкам весело»И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.
III. Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее,
Приложение 2
Комплекс дыхательной гимнастики
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1,2,3,4,5 медленно выдохнуть.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: КАР!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10-15 сек).
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Самолетик-самолет»
Самолетик-самолет
Отправляется в полет,
(ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх)
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
(делает поворот вправо
и выдох «жжж»)
Постою и отдохну
(встает прямо, опустив руки, — пауза)
Я налево полечу,
(поднимает голову — вдох)
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
(делает поворот влево
и выдох «жжж»)
Постою и отдохну
(встает прямо и опускает руки — пауза)
«Мышка и Мишка»
Воспитатель показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный
(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться, посмотреть на руки – вдох)
У мышки – очень маленький
(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»)
Мышка ходит в гости к Мишке,
Он же к ней не попадает.
(надо ходить по залу)
Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Воспитателю следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.
«Ветер»
Воспитатель предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу:
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу — налево посвищу
(повернуть голову налево,сделать губы трубочкой инадуть)
Могу подуть направо,
(голова прямо — вдох, голова направо — выдох, губы трубочкой)
Могу подуть вверх — в облака
(голова прямо — вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди, — спокойный глубокий выдох через рот)
А пока — я тучи разгоню.
(круговые движения руками)
Приложение 3
Комплекс гимнастики для глаз.
1. Поднимать глаза вверх и опускать
вниз, как бы заглядывая в глазницу.
Перед началом упражнения объяснить
детям, что мы следим глазами за мячи_
ком, который подпрыгивает высоко
вверх и снова ударяется об пол:
Высоко-превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду его искать.
2. Посмотреть влево – вправо, так
же глубоко заглядывая в глазницу
(«часики») :
На столе часы стоят.
Целый день они стучат:
Тик – так, тик – так.
Не стучите громко так!
3. Хлопать ресницами часто-часто
(это «крылышки у бабочки») :
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
4. Слегка зажмуриться:
Анютины глазки
Зажмурили глазки.
Широко открыть глаза
Анютины глазки открылись, как в сказке.