Сеитова Мадина
Роль волонтерства и наставничества в воспитании гуманности и нравственного потенциала ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.
Отсутствие условий для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокую степень угрозы приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя и ведет к асоциальному поведению.
Публикация «Роль волонтерства и наставничества в воспитании гуманности и нравственного потенциала ребенка» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В этой связи развитие волонтерской деятельности в учреждениях дополнительного образования, организация наставничества с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности и моральных ценностей. Наставничество и волонтерство выступает как инновационный подход в обучении и воспитании.
Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.
Наставничество — это не тенденция моды или инновация, а достаточно традиционный метод обучения. Его еще с древних времен использовали ремесленники: молодые подмастерья, работая рядом с мастером, изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, примеров его применения особенно много на производственных предприятиях. Причем чем крупнее производство, тем выше вероятность того, что система наставничества существует.
Наставничество также развито и в социальной сфере. В последние годы активно развивается такое направление волонтерской деятельности как социальное наставничество. Актуальность наставничества объясняется большим количеством потенциальных подопечных, людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС, нуждающихся в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и такую помощь им могут оказать добровольцы. Можно сказать, что социальное наставничество является одним из направлений социальной работы. Для того, чтобы наставническая деятельность была эффективной и давала результаты, она должна быть организована. Необходима система, в рамках которой, волонтеры - социальные наставники получат возможность выполнять свою работу эффективно, без помех и приемлемо для всех.
Принципы моего наставничества это :
1. Личностный подход к каждому ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
2. Системность – необходимость всестороннего анализа проблемы трудной жизненной ситуации человека и применение системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
3. Вера в человека, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «помоги себе сам».
4. Объективность подхода к человеку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности человека, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
5. Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;
6. Неразглашение информации о ребенке и его семье;
7. Уважение достоинства и культуры всех народов;
8. Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;
9. Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;
10. Стимулирование чувства ответственности в подростке.
Мои волонтеры – это социальные наставники, которые сопровождают любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Не каждый человек способен исполнять такую роль – часто достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную.
Совместно с волонтерской деятельностью необходимо рассматривать и институт наставничества, как процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Социальный наставник – это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для его жизнедеятельности.
Опытные наставники могут оказывать огромное влияние на формирование установок, лидерских качеств и человеческих ценностей своих воспитанников. Развитие наставнической деятельности может стать одним из наиболее эффективных методов работы с трудными подростками, выпускниками интернатных учреждений, детьми с ограниченными возможностями.
В нашем межшкольном учебном комбинате «Эврика» мы с уверенностью можем сказать. Что широко развивается система наставничества и волонтерства. В качестве наставника для волонтеров своего рода выступаю я, но, а для ребят с ограниченными возможностями здоровья наставниками являются и ребята без такого. Таким образом более 40 обучающихся можно считать наставниками для 18ти детей с особенностями обучающихся в нашей образовательной организации. Например ярко выраженное наставничество мы наблюдаем во взаимоотношениях двух ребят это Станислава и Никиты, Алины и Камала. (рассказать как заимодействуют)
Ребят состоящих на учете или склонных к правонарушениям наше волонтерское объединение готовит для работы по пропаганде здорового образа жизни в рамках проекта «Я за ЗОЖ» они самостоятельно пишут свои социальные проекты о пагубных веществах (спиртных и наркотических) и представляют их на конкурсе проектов «Сверстник-сверстнику». Они готовят буклеты профилактической направленности, проводят акции, участвуют в проектной деятельности на разных уровнях. Основная идея в создании волонтера – наставника состоит в том, что передачу информации о социальных вредных явлениях подросткам осуществляют их ровесники.
Что же делает наставник в добровольческом отряде (то есть педагог?
Основная задача наставника – поддерживать контакт. Конечно, лучше всего чаще общаться лично с подростком. Но мы понимаем, что практически невозможно каждый день общаться. Достаточно от трех до пяти встреч в месяц. В остальное время можно звонить, переписываться в социальных сетях и по e-mail. Перед наставником не стоит задача научить чему-то конкретному, поднять успеваемость – часто это происходит само собой, как сопутствующий эффект. Нужно просто общаться: обсуждать, что интересно ребенку, рассказывать о том, что интересно вам, что вы любите, в чем хорошо разбираетесь. Это расширит кругозор ребенка, познакомит его с нашей обычной повседневной жизнью. Возможно, у него появится какой-то особый интерес, цель. Важная задача наставника – поддержать ребенка в трудных ситуациях. Как вы бы поддержали своего близкого друга. У ребят в окружении всегда в достатке людей, которые поучат, поругают и дадут «ценный совет». Им не хватает взрослого, который поможет им поверить в собственные силы, убедит, что все возможно, все получится
Наверное вы спросите: сложно ли быть наставником?
Чтобы быть наставником не нужно никаких дополнительных навыков и знаний. Для ребёнка достаточно тех знаний, которыми обладает взрослый. Основная задача наставника - облегчить ребенку переход к самостоятельной жизни. Ведь в общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает бoльшим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга. Наставником могут быть учитель, воспитатель, тренер, социальный работник, волонтер или любой другой взрослый человек, который имеет авторитет в глазах ребенка и которому он доверяет.
Наставничество, как и тренерство, невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам»
Наставник может научит подростка:
- видеть и понимать проблему;
- принимать ее;
- разрешать ее;
- или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за
помощью.
Девиз наставников : «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я». Моя задача как наставника для детей с ОВЗ или детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации: «Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом показать ему «свет в конце туннеля». Другими словами подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка, оказавшего в трудной жизненной ситуации должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку, которым чаще является сверстник или референтная группа сверстников, родители и учителя зачастую в этот критический период для подростка группы риска не являются авторитетными. А что, если сверстник – девиант или референтная группа сверстников окажется асоциальной? Необходим «социальный аниматор», которым станет - наставник. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги сотрудничества.
Формы и методы деятельности наставников
В процессе взаимодействия с несовершеннолетними я как наставник подбираю наиболее эффективные формы работы, это могут быть индивидуальные, групповые и смешанные формы работы. Например
• Профориентационная работа;
• Работа с семьей подростка;
• Работа с педагогическим коллективом ОУ;
• Работа со сверстниками, одноклассниками;
• Работа с различными организациями
Методы наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:
• наблюдение;
• курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации с моей стороны;;
• интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
• коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
• психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
• психологическая помощь – это особая моя деятельность, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска при непосредственном взаимодействии;
• реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями;
• тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Наставник может выполнять функции руководителя службы сопровождения подростка, осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т. п.)
«С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха…