Лада Павловская
Программа логопедического кружка «Звуковичок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Катунинская СШ
филиал «Детский сад д. Лахта»
«ЗВУКОВИЧОК»
на 2017-2018 учебный год
Автор: учитель- логопед
Павловская Л. Н.
Приморский район, д. Лахта.
Пояснительная записка
Публикация «Программа логопедического кружка „Звуковичок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа»
А. Р. Лурия
Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
“Программа обучения и воспитания” в детском саду не предусматривает занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте, поэтому, на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду (Поваляева М. А., 2000г., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. ,1991г., Каше Г. А., 1985г., Журова Л. Е., 1974г., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 1999г., Галкина Г. Г., 2003г., Агранович З. Е., 2004г., Кузнецова Е. В., Тихонова И. А., 2008г., Лиманская О. Н., 2009 г., подготовку к обучению грамоте было решено организовать на кружковых занятиях.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.
Основными задачами данной программы является :
1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определё нной позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки : гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
3. Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются четыре раза в месяц в течение учебного года с октября по апрель. 28 занятий за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 10 детей. Срок реализации программы – 1 год.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Тема Программное
содержание Методические приемы
ОКТЯБРЬ
1 Звук и буква А. Гласные звуки. Познакомить детей с понятием звук. Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. 1. Анализ звука А.
2. Загадки про антенну и аиста.
3. Упражнение на согласование существительных с числительными.
4. Пальчиковая гимнастика «Компот»
5. Определение звука в словах
6. Практическое задание «Найди и закрась букву «А».
2 Звук и буква У. Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. 1. Анализ звука У.
2. Определение звука в словах
3. Дидактическая игра «Будь внимателен»
4. Пальчиковая гимнастика «Звери»
5. Практическое задание «Найди и закрась букву «У».
3 Звук и буква О. Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в трех позициях – начале, середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Упражнять в умении делить слова на слоги, учить находить ударный слог. 1. Анализ звука О.
2. Место звука О в трех позициях. 3. Игра «Угадай звук».
4. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
5. Дидактическая игра «Будь внимателен»
6. Деление слов на слоги
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «О».
4 Звук и буква Ы. Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], [о]. Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Анализ и синтез слогов.
Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей образовывать сущ-ые мн. числа с окончанием- «ы». Учить составлять предложения и записывать их с помощью схем. 1. Анализ звука Ы.
2. Дидактическая игра «Будь внимателен»
3. Дидактическая игра «Один- много»
4. Пальчиковая гимнастика «Правая и левая»
5. Составление предложений из 2 и 3 слов.
6. Практическое задание «Найди и обведи букву «Ы».
НОЯБРЬ
5 Звук и буква И. Познакомить детей с гласным звуками [и] и буквой И. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей составлять относительные прилагательные. 1. Анализ звука И.
2. Дидактическая игра «Будь внимателен»
3. Дидактическая игра «Из чего сделана»
4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
5. Игра «Поймай звук».
6. Практическое задание «Найди и закрась букву «И».
6 Звук и буква Э. Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Учить детей составлять относительные прилагательные.
1. Анализ звука и буквы Э.
2. Загадка про эхо.
3. Игра «Поймай звук».
4. Определение звука Э в словах.
5. Пальчиковая гимнастика «Эхо»
6. Дидактическая игра «Из чего сделан?»
7. Деление слов на слоги
7 Гласные, согласные звуки. Познакомить детей с понятием «согласный звук», «твердые и мягкие» согласные звуки, «звонкие и глухие», дать цветовую характеристику звуков. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. 1. Характеристика согласных звуков (мягких, твердых, звонких, глухих)
2. Определение гласных и согласных звуков в начале слов.
3. Пальчиковая гимнастика «Правая и левая»
4. Дидактическая игра «Один- много»
5. Упражнение «Определение мягких, твердых, звонких, глухих звуков».
8 Звуки [м] и [мь], буква М.
Познакомить детей с согласными звуками [м] и [мь], буквой М. Учить определять звуки[м] и [мь] в словах. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог. Учить образовывать глаголы. 1. Анализ звуков [м] и [мь].
2. Работа по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению.
3. Пальчиковая гимнастика «Котенок»
4. Игра «Поймай звук»
5. Лексическая игра «Кто как голос подает?»
6. Деление слов на слоги.
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «М».
ДЕКАБРЬ
9 Звуки [к] и [кь], буква К.
Познакомить детей с согласными звуками [к], [кь] и буквой К. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Учить образовывать глаголы. 1. Характеристика звуков [к], [кь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Дидактическая игра «Назови последний звук»
4. Лексическая игра «Как подают голос птицы?».
5. Пальчиковая гимнастика «Две курицы»
6. Лексическая игра «Кто больше назовет слов на [к], [кь].
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «К».
10 Звуки : [п] и [пь], буква П. Познакомить детей с согласными звуками [п], [пь] и буквой П. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Упражнять в умении определять место звука[п] и [пь] в словах. Учить образовывать сущ-ые уменьшительно-ласкательных форм, относительные прилагательные. 1. Характеристика звуков [п], [пь].
2. Лексическая игра «Гномики»
3. Место звуков [п], [пь] в трех позициях.
4. Лексическая игра «Из чего сшита одежда»»
5. Пальчиковая гимнастика «Стирка»
6. Определение звуков [п], [пь] в словах.
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «П».
11 Звуки [н] и [нь], буква Н. Познакомить детей с согласными звуками [н], [нь] и буквой Н. Учить образовывать относительные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении определять место звука[п] и [пь] в словах. Учить образовывать относительные прилагательные. Развивать память, мышление.
1. Характеристика звуков [н], [нь].
2. Определение места звука в словах [н], [нь] в словах.
3. Игра «Поймай звук»
4. Лексическая игра «Из чего сделана?»
5. Игра «Закончи слово».
6. Пальчиковая гимнастика «Обувь»
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Н».
12 Звуки [л] и [ль], буква Л. Познакомить детей с согласными звуками [л], [ль] и буквой Л. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить образовывать относительные прилагательные, сущ-ые уменьшительно- ласкательных форм. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. 1. Анализ звуков [л] и [ль].
2. Лексическая игра «Из чего сделана?»
3. Игра «Большой-маленький»
4. Работа над ударным слогом.
5. Физкультминутка «Зарядка»
6. Определение места звуков по трем позициям.
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Л».
ЯНВАРЬ
13 Звуки [в] и [вь], буква В. Познакомить детей с согласными звуками [в], [вь] и буквой В. Продолжать учить уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Учить детей образовывать причастия. Развивать внимание. Продолжать учить составлять предложения, записывать графические схемы.
1. Характеристика звуков [в], [вь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Лексическая игра «Не ошибись!
4. Игра «Кого не стало?»
5. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
6. Лексическая игра «Кто больше назовет слов на [в], [вь].
7. Определение места звуков по трем позициям.
8. Составление предложений
9. Практическое задание «Найди и закрась букву «В».
14 Звуки [т] и [ть], буква Т. Познакомить детей с согласными звуками [т], [ть] и буквой Т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Учить образовывать качественные прилагательные, упражнять в образовании сущ- х мн. ч, И. п. 1. Характеристика звуков [т], [ть].
2. Игра «Поймай звук»
3. Дидактическая игра «Какой лист?»
4. Образование качественных прилагательных.
5. Определение места звуков по трем позициям.
6. Пальчиковая гимнастика «Листья»
7. Образование сущ-х мн. ч., И. п.
8. Практическое задание «Найди и закрась букву «Т».
15 Звук [ж], и буква Ж. Познакомить детей с согласным звуком [ж] и буквой Ж. Продолжать учить находить место звука в двух позициях, развивать фонематический слух. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Учить образовывать сущ-ые мн. ч., Р. п. 1. Характеристика звука [ж].
2. Игра «Поймай звук»
3. Игра «Выбери слово со звуком [ж].
4. Определение места звуков по двум позициям (начало, середина слова)
5. Физкультминутка «Жук»
6. Игра «Много чего?»
7. Деление слов на слоги
8. Практическое задание «Найди и закрась букву «Ж».
16
Звук [б], [бь] и буква Б. Познакомить детей с согласными звуками [б], [бь] и буквой Б. Учить детей образовывать сущ-ые уменьшительно- ласкательных форм, согласовывать сущ-ые с числительными. 1. Характеристика звуков [б], [бь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Определение места звуков по трем позициям.
4. Игра «Один, два, пять».
5. Физкультминутка «Буратино»
6. Упражнение «Закончи предложение словами на звуки [б], [бь]»
7. Лексическая игра «Кто больше назовет слов на [б], [бь].
8. Практическое задание «Найди и закрась букву «Б».
ФЕВРАЛЬ
17 Звук [ф], [фь] и буква Ф. Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков, в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Учить детей образовывать качественные прилагательные, сущ-ые уменьшительно- ласкательных форм. Продолжать учить составлять предложения с определенными словами. 1. Характеристика звуков [ф], [фь]. 2. Игра «Поймай звук»
3. Образование качественных прилагательных.
4. Определение места звуков по трем позициям.
5. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
6. Лексическая игра «Удлинняй слова»
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Ф».
18
Звук [р], [рь] и буква Р Познакомить детей с согласными звуками [р], [рь] и буквой Р. Упражнять в умении определять место звука «Р» в словах. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать глаголы от сущ-х., сущ-ые уменьшительно- ласкательных форм. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. 1. Характеристика звуков [р], [рь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Определение места звука в трех позициях.
4. Игра «Назови ласково»
5. Пальчиковая гимнастика «Музыкальные инструменты», с 78
6. Игра «Придумай слово»
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Р».
19 Звуки [г], [гь] и буква Г. Познакомить детей с согласными звуками [г], [гь] и буквой Г. Продолжать учить детей определять место звука в словах.
Упражнять детей в согласовании сущ-х с числительными, в назывании слов-антонимов. 1. Характеристика звуков [г], [гь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Лексическая игра «Наоборот»
4. Лексическая игра «1,2,5»
5. Определение места звука [г], [гь] в трех позициях.
6. Пальчиковая гимнастика «Спорт» с. 82
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Г».
20 Звук [ч], и буква Ч. Познакомить детей с согласным звуком [ч], буквой Ч. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять детей в образовании сущ-х уменьшительно- ласкательных форм, в согласовании сущ-х с числительными. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
1. Характеристика звука [ч].
2. Игра «Поймай звук»
3. Игра «Большой- маленький»
4. Определение места звука [ч] в трех позициях.
5. Пальчиковая игра «Посуда», с. 85
6. Лексическая игра «1,2,5»
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «Ч».
МАРТ
21 Звуки [с], [сь] и буква С. Познакомить детей с согласными звуками [с], [сь] и буквой С. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять детей в образовании сущ-х мн. ч Р. п., в образовании прилагательных от сущ-х. 1. Характеристика звуков [с], [сь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Игра «Нет чего?»
4. Определение места звука [с], [сь] в трех позициях.
5. Игра «Составь слово»
6. Пальчиковая игра «Нож», с. 90
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «С».
22 Звук [ц], и буква Ц. Познакомить детей с согласными звуками [ц] и буквой Ц. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Продолжать учить детей составлять предложения, записывать с помощью схемы. Упражнять детей в образовании сущ-х мн. ч., в образовании сущ-х с помощью суффикса- ниц-.
1. Характеристика звука [ц].
2. Игра «Поймай звук»
3. Игра «Один- много»
4. Лексическая игра «Назови слово»
5. Пальчиковая игра «Транспорт».
6. Составление предложений.
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Ц».
23 Звуки [х], [хь] и буква Х. Познакомить детей с согласными звуками [х], [хь] и буквой Х. Упражнять в согласовании существительных с числ-ми, образовании относительных прилагательных, обогащать словарный запас слов.
1. Характеристика звуков [х], [хь].
2. Игра «Поймай звук»
3. Игра «Один, два, пять»
4. Определение места звука [х], [хь] в трех позициях.
5. Физкультминутка «Хомка», с 28
6. Лексическая игра «Из чего?»
7. Практическое задание «Найди и закрась букву «Х».
24 Звуки [д], [дь] и буква Д. Познакомить детей с согласными звуками [д], [дь] и буквой Д. Продолжать учить находить место звука в двух позициях, развивать фонематический слух. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Упражнять детей в образовании сложных слов способом словосложения. 1. Характеристика звуков [д], [дь]
2. Деление слов на слоги, определение ударного слога.
3. Игра «Поймай звук»
4. Определение места звука в словах в двух позициях.
5. Пальчиковая игра «Насекомые», с. 102
6. Игра «Построй слово»
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «Д».
АПРЕЛЬ
25 Звук [ш] и буква Ш. Познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш. Закреплять у детей понятия «согласный звук», «глухой звук». Продолжать учить находить место звука в трех позициях, выделять слова со звуком [ш] на слух. Упражнять детей в образовании сущ-х мн. ч., Р. п.
Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам, схематично записывать его. 1. Характеристика звука [ш].
2. Игра «Выбери слово со звуком [ш]»
3. Определение места звука в словах в трех позициях.
4. Лексическая игра «Нет чего?»
5. Пальчиковая игра «Морские обитатели», с. 107
6. Составление предложений по опорным словам.
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «Ш».
26 Звуки [з], [зь] и буква З. Познакомить детей с согласными звуками [з], [зь] и буквой З. Учить детей изменять сущ-ые по падежам. Упражнять детей в образовании сущ- х мн. ч. И. п. Закреплять у детей умение делить слова на слоги, называть ударный слог. 1. Характеристика звуков [з], [зь]
2. Игра «Поймай звук»
3. Лексическая игра «Один- много»
4. Деление слов на слоги
5. Пальчиковая гимнастика «Молоточки», с. 113
6. Игра «Доскажи предложение»
7. Практическое задание «Найди и обведи букву «З».
27 Звук [й] и буква Й Познакомить детей с согласным звуком [й] и буквой Й. Упражнять детей в различении сущ-х м. р., ж. р., ср. р. соотносить притяжательные «мой», «моя», «мое» с сущ-ми.
Упражнять детей в образовании сущ-х мн. ч. Р. п. Продолжать учить детей составлять предложения по опорным словам. 1. Характеристика звука [й].
2. Игра «Поймай звук»
3. Лексическая игра «Мой, моя, мои»
4. Составление предложений.
5. Пальчиковая гимнастика «Правая и левая», с.
6. Практическое задание «Найди место звука»
7. Практическое задание «Найди и раскрась букву «Й».
28 Заключительное занятие. Закрепить у детей понятия «согласный», «гласный» звук. Закрепить у детей понятия «мягкие»-«твердые» звуки. Продолжать учить детей составлять предложения, записывать схемой. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Упражнять детей в подборе синонимов. 1. Игра «Кто назовет больше звуков?»
2. Определение места звука в слове.
3. Упражнение «Чей хвост?» с. 175
4. Составление предложений.
5. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
6. Игра «Кто скажет иначе?» с. 186
7. Игра «Добавлялки» с. 105
ИТОГО: 28
Список литературы:
1. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб. : Акцидент, 1995.
2. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
3. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М. : 1963.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб. : Союз, 2004.
5. Ткачева Л. Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
6. Швачкин Н. Х. Фонематическое развитие детской речи. – М. : Просвещение, 1961.
7. Л. С. Лысова Фронтальные логопедические занятия. - Воронеж 2012.
8. К. А. Панфилова Ступеньки к грамоте. - АОИОО Архангельск 2015.