Мария Александровна Соловьева
Программа литературного кружка в подготовительной к школе группе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2. Цель программы.
1.3. Задачи программы.
1.4. Продолжительность реализации программы.
1.5. Ожидаемый результат.
2. Перспективный план кружка.
3. Литература.
1. Пояснительная записка
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Публикация «Программа литературного кружка в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух, способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
1.1. Актуальность
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов.
Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
1.2. Цель: Развитие литературного интереса, творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и всестороннее развитие речи.
1.3. Задачи кружка «Созвездие «Рифма»
• развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
• формировать грамотную, выразительную речь, совершенствовать произносительные навыки;
• способствовать появлению положительного эмоционального переживания, возникающего в процессе выступления перед сверстниками и участниками литературных вечеров;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
• развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
1.4. Срок реализации
Программа реализуется в подготовительной группе (6 - 7 лет) с сентября по май учебного года в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
1.5. Ожидаемый результат
По развитию речи:
1. У дошкольников совершенствуется монологическая речь при чтении стихотворений наизусть, составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
2. У детей 6 -7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
3. Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий, участвовать в тематических литературных вечерах.
2. Формируется умение соблюдать правила культурного обращения с книгой, культурного поведения во время слушания литературного произведения.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
1. Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
2. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
Развития всех компонентов устной речи:
1. Сравнивают свою речь с речью взрослого, выделяют собственные речевые ошибки и недостатки, стремятся исправить их.
2. В ходе общения используют развернутые предложения, грамотно употребляют и согласовывают различные части речи.
3. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
4. Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
2. Перспективный план работы кружка
Сентябрь
1 Литературный досуг.
Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Цель: довести до сознания детей авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, если внимательно наблюдать.
2 Литературный досуг.
Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка».
Цель: довести до сознания детей авторский замысел: быть ответственным за свои поступки, учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать.
3 Литературный досуг «Осенняя палитра».
Слушание стихов об осени разных авторов, отгадывание загадок, игры.
4 Литературный вечер «Волшебница осень»
Цель: помочь увидеть образы осени в произведениях Пушкина.
Чтение стихов А. С. Пушкина об осени. Иллюстрирование произведений. Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года»
Октябрь
1 Литературный досуг.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
Цель: выделение главной мысли рассказа, беседа. Тематическое рисование «Любимое время года».
2 Литературный досуг.
Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: познакомить детей с басней, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, выделение главной мысли басни.
3 Литературный досуг.
Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени.
Цель: учить детей составлять рассказ, используя выразительно - изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление.
4 Литературный вечер «Эти чудесные сказки».
Сочинение сказки об осенних явлениях. Предварительная работа дома с родителями. Рассказ и показ сказки при помощи теневого театра для ребят в группе.
Цель: обогащение детско – родительских отношений совместной творческой деятельностью, всестороннее развитие речи.
Ноябрь
1 Литературный досуг.
Рассказ В. Осеевой «Печенье». Цель: довести до сознания детей замысел автора - радость не будет полной, если думаешь только о себе (воспитывать в детях чуткость к душевному состоянию близких).
2 Литературный досуг.
Чтение стихотворения Е. Благиной "Посидим в тишине». Цель: выделить главную мысль произведения – забота о близких.
Инсценирование стихотворения.
3 Литературный досуг
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Цель: выделить главную мысль произведения, побудить детей к этической беседе о хороших человеческих качествах.
Рисование - размышление: «Какого цвета добрые дела»
4 Литературный вечер
Чтение по ролям стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо…»
Просмотр мультфильма «Чуня». Цель: выделить основную мысль мультфильма
Декабрь
1 Литературный досуг
Русская народная сказка «Морозко».
Цель: обратить внимание на содержание сказки и способствовать желанию описать героев сказки.
2 Литературный досуг
Стихотворение Е. Благининой «Елка».
Цель: способствовать эмоциональному восприятию стихотворения, создавать предпраздничное настроение. Тематическое рисование: «Елка моей мечты» (как бы я хотел нарядить елку).
3 Краткосрочный образовательно – творческий проект «Детское книгоиздательство».
Цель: продолжать развивать интерес детей к книге, через изготовление книжек-самоделок «Зимою к нам придет чудесный праздник Новый год», обогащение детско – родительских отношений в совместной деятельности.
Тематическая выставка работ.
4
Январь
1 Литературный досуг
Русская народная сказка «Снегурочка».
Цель: выделить главную мысль сказки, стимулировать детей к рассуждению о том, что иногда в сказке бывает и плохой конец.
2 Литературный досуг
Стихотворения С. Есенина «Белая береза».
Цель: учить детей воспринимать образы, которые создает поэт в произведении, учить видеть картины зимней природы, развивать любовь к поэзии. Тематическое рисование.
3 Литературный досуг
Сказка В. И. Одоевского «Мороз Иванович».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.
Речевая игра «Снежком попади и про зиму расскажи»
Февраль
1 Литературный досуг
Русские былины и сказания. Былина «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Цель: познакомить детей с новым жанром литературы, выяснить, в чем отличие от сказки, обогатить «читательский» опыт детей за счет фольклорных произведений, обратить внимание на образ богатыря – защитника.
2 Литературный досуг
Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа». Цели: помочь детям воспринять стихотворение в его многозначности-единстве героического и комического, обратить внимание на характерные особенности героя, вызвать у детей восхищение героем, его готовность к защите Родины.
3 Литературный досуг
«Защитники отечества». Цель: познакомить детей с патриотическими произведениями литературы (Е. Благинина, А. Митяев, воспитывать патриотические чувства, показать на примерах, как по - разному относится автор к своим героям. Слушание музыки.
4 Литературный вечер
Чтение стихотворений о героях, защитниках, о военной технике
Цель: развивать патриотическое чувство воспитанников, формировать понятия «герой», «защитник», «подвиг».
Творческая мастерская: «Открытка к празднику 23 февраля»
Март
1 Литературный досуг
«Милым мамам». Цели: познакомить детей с рассказом Ю. Яковлева «Мама», стихотворением Г. Виеру «Мамин день», показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме, на доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория».
2 Литературный досуг
Поэты о весне. Цель: познакомить детей с новыми поэтическими именами (Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин и др., слушание стихотворений о весне, беседа об образах, созданных словом. Тематическое рисование.
3 Литературный досуг
Творческая мастерская «Давайте, ребята, простыми словами напишем письмо любимой маме». Изготовление открыток – писем к празднику 8 марта.
4 Итоговое мероприятие – утренник к празднику «8 Марта».
Апрель
1 Литературный досуг
Просмотр презентации «Как появилась книга». Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги.
2 Литературный досуг
«На книжной полке».
Беседа о разных литературных жанрах, о разных способах передачи образов литературных персонажей с помощью слова. Литературные примеры.
Цель: дать представление о богатстве и разнообразии мира литературы.
3 Литературный досуг
Литературный цикл «Смешные рассказы»
«А что у вас?», «Живая шляпа», «Заколдованная буква» и т. п.
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, создание атмосферы веселья, положительных эмоций.
4 Литературный вечер
«Веселые стихи»
Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, создание атмосферы веселья, положительных эмоций.
Май
1 Литературный досуг
День победы. Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети».
Цель: познакомить детей с произведением военной тематики, воспитывать патриотические чувства, помочь детям понять смысл рассказа: все люди - и взрослые и дети хотели, чтобы война скорее закончилась и делали все возможное для этого. Тематическое рисование «Нет войне!»
2 Литературно - музыкальный вечер «Волшебный занавес»
Инсценирование любимого произведения (дети и родители)
Цель: обогащение чувственного опыта, укрепление детско – родительских отношений, получение положительных эмоций.
3 Литературный досуг
Рассказ Н. Носова «Фантазеры».
Цель: помочь детям проникнуть в замысел рассказа: веселая добрая фантазия доставляет радость, а ложь-неприятности, огорчения, помочь понять смысл слова «фантазеры», учить самостоятельно объяснять его, используя текст рассказа, воспитывать чувство юмора.
4 Литературный вечер
Викторина «Путешествие в страну «Книголюбию»
Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год.
Игры, хороводы, чаепитие, призы.
3. Литература
1. Акулова О. В. Образовательная область «чтение художественной литературы». СПб, 2014.
2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Москва 2014.
3. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2012.