Наталья Новикова
Программа лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
профильного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков
МАОУ ДО ЦДТ «Спасатели»
Профиль: экологический)
Возраст участников: 7-16 лет
АННОТАЦИЯ
Программа профильного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков МАОУ ДО ЦДТ «Спасатели», экологического профиля, ориентирована на обучающихся 7-16 лет и направлена на создание условий для формирования у детей и подростков экологически грамотного отношения к природе, через включение в социально значимую, природоохранную деятельность.
Публикация «Программа лагеря с дневным пребыванием детей и подростков „Спасатели“» размещена в разделах
Идея программы : Наша планета в опасности! Под угрозой жизнь человечества и всей природы! Спасти планету смогут те, кто хочет жить по законам природы, уважает ее и грамотно относится к ее богатствам. Участникам смены предстоит пройти много трудных испытаний и спасти все лучшее, что есть на нашей планете.
Реализация программы позволяет решить задачи оздоровления, организации отдыха и развития детей. В результате смены подростки получат новые знания об экологической ситуации в городе и округе, убедятся в необходимости бережного отношения к природе, в стремлении разумно использовать природные богатства, научатся оценивать экологические последствия деятельности человека, получат навыки участия в экологических акциях, проектах.
1.1 Целевой блок программы
Цель: создание условий для формирования у детей и подростков экологически грамотного отношения к природе, через включение в социально значимую, природохранную деятельность.
Задачи:
Развитие познавательных интересов, расширение экологических знаний, приобщение к продуктивной, экологически направленной деятельности.
Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Повышение мотивации к изучению культурно-исторического наследия родного края, уважение традиций, обычаев, обрядов;
Максимальное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе реализации духовных, интеллектуальных, двигательных потребностей.
Укрепление здоровья, привитие полезных привычек и устойчивых навыков здорового образа жизни.
Организация разнообразной досуговой деятельности.
Идея программы : Наша планета в опасности! Под угрозой жизнь человечества и всей природы! Спасти планету смогут те, кто хочет жить по законам природы, уважает ее и грамотно относится к ее богатствам. Участникам смены предстоит пройти много трудных испытаний и спасти все лучшее, что есть на нашей планете.
1.2 Результаты участия в программе для детей и подростков
Реализация программы позволяет решить задачи оздоровления, организации отдыха и развития детей. Дети получат большой, здоровый заряд энергии, пополнят свои знания и навыки, будут общаться, творить, приобретут новых друзей. В результате смены подростки получат новые знания об экологической ситуации в городе и округе, убедятся в необходимости бережного отношения к природе, в стремлении разумно использовать природные богатства, научатся оценивать экологические последствия деятельности человека, получат навыки участия в экологических акциях, проектах.
Во время закрытия лагерной смены детям и подросткам вручается специальный Знак (значок) и Свидетельство «Спасатель», которые свидетельствуют о том, что участники программы берут на себя обязанность защищать природу, стать её другом, приходить к ней на помощь.
1.3 Принципы реализации программы
Содержание программы, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря, исходя из основных принципов деятельности:
- принцип научности (предлагаемая программа соответствует современному представлению об отношении к человеку и окружающему миру);
- принцип реалистичности и доступности (объем представлений адаптирован к возрастным возможностям детей и подростков);
- принцип ценностного отношения к жизни и здоровью (до сознания подростков доводится, что жизнь и здоровье – огромная ценность, а состояние здоровья человека напрямую зависит от экологического здоровья Планеты);
- принцип уважения личности ребенка;
- принцип поддержки детских инициатив и творчества;
- принцип личностно-ориентированного подхода к детям;
- принцип сотрудничества и сотворчества.
1.4 Краткая характеристика участников программы
Участниками профильной программы «Спасатели» могут быть дети и подростки от 7 до 16 лет.
1.5 Образовательные технологии и события программы
Содержание программы направлено на усвоение основных экологических законов:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
Экологические знания, выступают средством формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности:
- исследовательской
- игровой
- творческой
- социальной.
В основу реализации программы заложены игровые технологии, технология проектов.
Серия интеллектуальных игр, квестов «Занимательная экология» погружает детей и подростков в тематику смены с первых дней. В течение смены участники знакомятся с экологической ситуацией в городе и округе с точки зрения позитивной модели взаимодействия человека и природы.
Воспитанию чувства ответственности за состояние природных ресурсов, развитию умений и навыков разумного природопользования помогут мастер-классы; Эко-лаборатории «Вторая жизнь вещей» по изготовлению арт-объектов из вторично использованных твердых бытовых отходов; «Мы за чистую планету» - конкурс видеороликов на экологическую тему.
Участники программы ежедневно делаются записи в Экологическом дневнике (Приложение 1). Такой вид деятельности помогает в самоорганизации, вырабатывает такие качества как пунктуальность, ответственность, учит планированию, помогает делать выводы, распределять силы и время.
Для младших участников программы предлагается ведение Календаря погоды (Приложение 2, где ребята помимо фиксирования основных параметров могут делать зарисовки и комментарии.
1.6 Направления и формы работы
• Экологическое направление: экскурсии, беседы, квесты, мастер-классы;
• Творческое направление: мастер-классы, конкурсы, концерты, праздники;
• Спортивно-оздоровительное направление: соревнования, эстафеты, спортивные игры;
• Интеллектуальное направление: викторины, брейн-ринги, беседы.
На протяжении смены дети и подростки участвуют в Спартакиаде для воспитанников профильных лагерей с дневным пребыванием детей, которая включает соревнования по пяти видам («Весёлые старты», пионербол, дартс, футбол (мини-футбол, «Охотники и Утки»). Общее руководство Спартакиадой осуществляет МАОУ ДО ДЮСШ «Юность».
Все направления работы тесно переплетаются, каждое мероприятие охватывает сразу несколько направлений работы. Для стимулирования познавательной активности детей и подростков выбираются игровые, соревновательные формы проведения мероприятий. Ежедневно запланировано одно центральное событие. Остальное время отдано для проведения мастер-классов, подвижных игр, репетиций.
1.7 Критерии и способы оценки качества реализации программы
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня экологической культуры;
Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены, развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
Развитие творческой и исследовательской активности, творческий рост детей;
Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Критерии оценки качества реализации программы :
• уровень достижения заявляемых в программе результатов,
• уровень удовлетворенности подростков от участия в программе,
• качество организуемой деятельности.
В течение смены проводится:
• диагностика
а) межличностных отношений (сплоченность коллектива, эмоционально-психологический климат,
б) личностных особенностей подростков (определение самооценки, выявление лидеров);
в) изучение уровня соответствия планируемого результата итогам смены
• Психолого-коррекционная работа (игры на сплочение, внимание, ролевые игры и др.).
II Содержание и средства реализации программы :
Логика развития содержания по этапам (направлениям программы,
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ период:
Место в общей логике — первые 1-3 дня: от знакомства до организационного оформления отряда и открытия смены.
Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».
Задачи:
• Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.
• Создать условия для раскрытия способностей каждого.
• Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.
• Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Основное содержание: игры на знакомство; изучение склонностей и интересов, введение в игровую ситуацию.
Основные итоги: К концу организационного периода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд самый лучший, мои педагоги — самые лучшие, мне будет интересно. Организационный период заканчивается открытием смены.
Позиция педагога: Самоуправления пока нет, поэтому педагог руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся им. Ведущая позиция — позиция организатора.
ОСНОВНОЙ период:
Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.
Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».
Задачи:
• Обеспечить интересную разнообразную экологически направленную деятельность;
• Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.
• Заботиться о сплочении детского коллектива.
Основное содержание: работать по плану; интеллектуальные игры, квесты, праздники, экологические акции; соревнования, работа творческих мастерских.
Основные итоги: К концу основного периода дети начинают жить по отрядным традициям. Весь коллектив управляем, любит собираться вместе, играть.
Позиция педагога: Педагог руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли педагога.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ период:
Место в общей логике — последние 2-4 дня перед окончанием смены.
Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».
Задачи:
• Создать атмосферу дружеского прощания.
• Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.
• Подвести итоги смены.
• Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, педагогам.
Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; прощание друг с другом и с отрядом; торжественное закрытие.
Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность всех и каждого, вручены награды и прощальные сувениры.
Позиция педагога. Педагог — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т. д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.
2.1 План-график реализации программы
№
п/п Дата Содержание
Организационный период
1 01.06 Подготовка к открытию лагерной смены
2 04.06 Открытие лагерной смены
Основной период
3 05.06 «Зов тундры» (весёлые старты)
4 06.06. Экологическая викторина «Знаете ли вы?»
5 07.06 Экскурсия–квест в городской краеведческий музей. Спартакиада для воспитанников профильных лагерей с дневным пребыванием детей («Весёлые старты»)
6 08.06 Концерт «Радуга талантов» (песни и стихи о природе)
7 13.06 Эко-лаборатория «Вторая жизнь вещей» по изготовлению арт-объектов из вторично использованных твердых бытовых отходов
8 14.06 Конкурс экологических костюмов
Спартакиада для воспитанников профильных лагерей с дневным пребыванием детей (пионербол)
9 15.06 Интеллектуальная игра «Экология и мы»
10 16.06 Экскурсия в экологический научно-исследовательский филиал «АНИСИЭР и ЖУрОРАН»
11 18.06 Квест «Сохранить нельзя загубить»
12 19.06 Акция «Приведи планету в порядок!»
13 20.06 Конкурс инсценировок «Ожившие легенды»
14 21.06 Квест «По следам мамонта»
Съёмка видеороликов «Мы за чистую планету!»
Спартакиада для воспитанников профильных лагерей с дневным пребыванием детей (дартс, футбол)
15 22.06 Конкурс видеороликов «Мы за чистую планету!»
Заключительный период
16 25.06 Интеллектуальная игра «Живая планета»
Подготовка к закрытию лагерной смены
17 26.06 Торжественное закрытие лагерной смены
2.2 Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют педагогические работники МАОУ ДО ЦДТ:
– начальник лагеря;
– педагог-организатор;
– воспитатели (5 педагогических работников).
2.3 Информационно-методическое обеспечение программы
Для реализации программы разработаны методические продукты:
- Сценарии серии интеллектуальных игр, квестов «Занимательная экология»;
- Положения о проведении конкурсов (экологических костюмов, видеороликов);
- сертификаты, удостоверения, знаки отличия, маршрутные листы, памятки, листовки, дневники наблюдения и т. п.).
Информационное обеспечение реализации программы осуществляется на сайте МАОУ ДО ЦДТ.
2.4 Особенности материально-технического обеспечения программы
- Спортивная площадка с игровым комплексом МАОУ СОШ №8;
- Спортивный зал для проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий;
- Помещения для творческих мастер-классов;
- Материалы для оформления и творчества;
- Наличие канцелярских принадлежностей;
- Настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
- Музыкальная аппаратура, видеотехника;
- наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т. п. ,
- печатная продукция (дневнички, маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники наблюдения и т. п.).
III Список литературы, использованной при разработке программы
и необходимой в ходе ее реализации
1. Методические материалы по курсу по выбору «Методика КТД в детском объединении» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://userdocs.ru/turizm/26246/index.html
2. Организация работы школьного оздоровительного лагеря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b2bd68b5c43b89521316c37_0.html
3. Примерная структура программы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://do.gendocs.ru/docs/index-134685.html?page=2
4. Примерные требования к программам летней профильной смены. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dopobr.68edu.ru/archives/2366
5. Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Эрудит». 04.05.2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cl92379.tmweb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 685:-lr&catid= 35:2010-04-21-16-57-15
6. Требования, предъявляемые к организации экологических лагерей и экспедиций на ООПТ.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pandia.ru/text/77/157/23811.php
7. Программа детского пришкольного экологического лагеря «Радуга». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://per-kuschool.edu.tomsk.ru/new/node/46
8. Региональные молодежные экологические лагеря «Родник». Коротко о главном. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sakhrodnik.ru/article/a-19.html
9. «Лесовичок». Краткосрочная программа летнего экологического лагеря МБОУ «Байдеряковская основная общеобразовательная школа» для учащихся 4-6 классов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.baider-shemur.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=4568&hry=./4413/112506/127980
10. Программа профильного экологического лагеря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/586715/
11. Программа работы летнего профильного экологического лагеря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/538092/
12. Экологический лагерь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://d-ecologic.ru/main/63-lager.html
13. Программа детского оздоровительного лагеря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.myshared.ru/slide/178820/
14. Викторины для школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kladraz.ru/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov
15. Наша кладовая: Неофициальный сайт детского лагеря «Зеркальный». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zerkalenok.ru/7/
16. Викторины. Интеллектуальные игры. Призы. Он-лайн игры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.k-w.ru/
16. Игры конкурсы – летний лагерь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://summercamp.ru/index.php5/
17. Интерактивные модели летнего отдыха. Н. Новгород, Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2012. – 180 с.