Ульяновская Наталия Юрьевна
Программа кружковой работы «Умелые ручки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Публикация «Программа кружковой работы „Умелые ручки“» размещена в разделах
В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения, у детей совершенствуется мелкая моторика рук.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с тканью и нитками.
3. Работа с бросовым и природным материалом.
4. Работа с пластилином.
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
«От простого - к сложному» - девиз данной программы.
Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной группе - старшая – подготовительная группа и рассчитана на 2 года обучения.
Обучение проводится с сентября по май один раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью 25-30 минут по подгруппам.
На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание, состояния здоровья.
Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки».
Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы :
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
Принцип культуросообразности: знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,
Принцип единства развития и воспитания;
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Принцип общедоступности;
Принцип преемственность;
Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
Принцип свободы выбора;
Принцип успешности;
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
Принцип системности.
Цель программы : Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.
Образовательно-воспитательные задачи программы :
1. Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать художественный вкус.
5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности
Т. к. работа кружка является частью коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, программа ставит и некоторые коррекционные задачи:
1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
2. Развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.
3. Развитие цветовосприятия, цветоразличия.
4. Развитие навыка макро- и микро ориентировки в пространстве и на плоскости.
Известно, что осязание и мелкая моторика
* помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
* позволяют ребенку обслуживать себя;
* позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
* способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Ожидаемые результаты.
В конце обучения дети должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о свойствах некоторых материалов;
о праздничных традициях.
В конце обучения дети должны получить умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
работать в различных техниках аппликаций;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
лепить из пластилина и соленого теста;
работать с природным и бросовым материалом.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ, так и более высокого уровня, использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных утренников.
Формы работы : беседы; занятия; индивидуальная работа; групповая работа; коллективно-творческая работа; игра; оформление выставок.
Методы работы : наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Используемые материалы:
пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило (только для взрослого, иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Работа с бумагой и картоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.
Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
2. Работа с тканью и нитками.
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
3. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даё т предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
4. Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения.
сентябрь
1 Вводное занятие Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.
2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Кошечка», «Собачка»
3 Работа с природным материалом Коллективная работа «Осеннее дерево»(работа с засушенными листьями)
4 Работа с пластилином Лепка «Созрели яблочки в саду»
октябрь
1 Работа с бумагой и картоном Объёмная аппликация «Волшебные полоски»
2 Работа с природным материалом Аппликация с использованием скорлупы грецкого ореха «Божья коровка»
3 Работа с нитками Аппликация из нарезанных нитей
«Воздушные шары»
4 Работа с пластилином Пластилинография «Радуга»
ноябрь
1 Работа с бумагой и картоном Складываем из бумаги «Самолётик»
2 Работа с бросовым материалом Машинка из коробочки
3 Работа с нитками Кукла из ниток
4 Работа с пластилином Лепка. Коллективная работа «Урожай»
Декабрь
1 Работа с бумагой и картоном Коллективная работа. Обрывная аппликация «Деревенька зимой»
2 Работа с природным материалом Ёлочка с игрушками из шишки
3 Работа с нитками Шнуровка с помощью иголки и нитки
4 Работа с пластилином Лепка «Снеговик»
Январь
1 Работа с бумагой и картоном Аппликация из геометрических фигур «Трактор»
2 Работа с нитками Кисти из ниток
3 Работа с бросовым материалом Аппликация на спичках
4 Работа с пластилином Коллективная работа. Картина из пластилиновых шариков
Февраль
1 Работа с бумагой Оригами «Тюльпан»
2 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»
3 Работа с тканью и нитками Снежинки из белых ниток
4 Работа с пластилином Завершение коллективной работы – картины из пластилиновых шариков
март
1 Работа с бумагой и картоном Открытка для мамы
2 Работа с тканью Коллаж из кусочков ткани
3 Работа с бросовым материалом «Домик для гномика»
4 Работа с пластилином Пластилинография «Птичка»
апрель
1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски» «Кот с усами»
2 Работа с тканью и нитками «Украшение пасхального яичка»
3 Работа с природным материалом Аппликация из засушенных листьев «Рыбка»
4 Работа с пластилином. Лепка по замыслу
май
1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Яблоневый цвет»
2 Работа с тканью и нитками Аппликация «Украсим чашку»
(вырезание из ткани)
3 Работа с бросовым материалом Поделка по замыслу
4 Итоговое занятие Подведение итогов работы за учебный год
II год обучения
Сентябрь
1 Вводное занятие Знакомство с программой кружка, инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности
2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Кораблик»
3 Работа с природным материалом «Аппликация из засушенных цветов и листьев»
4 Работа с пластилином «Закрашиваем пластилином»
Октябрь
1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Цветы в вазе»
2 Работа с природным материалом «Украсим тарелочку». Аппликация из семян растений.
3 Работа с тканью и нитками Изготовление помпонов
4 Работа с пластилином Объёмная игрушка «Ёжик» (с использованием семян подсолнечника)
ноябрь
1 Работа с бумагой и картоном Работа с крепированной бумагой способом торцевания.
2 Работа с нитками и тканью Плетём коврик из ниток
3 Работа с природным материалом «Букет цветов из листьев»
4 Работа с пластилином Коллективная работа «Ёлочка» с использованием способа торцевания
декабрь
1 Работа с бумагой и картоном Ёлочные украшения
2 Работа с нитками и тканью Аппликация из ткани «Дед Мороз»
3 Работа с природным и бросовым материалом «Наряд для ёлочки» (ёлочные украшения из бросового материала)
4 Работа с пластилином Пластилинография «Маскарад»
Январь
1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски»
2 Работа с тканью и нитками. Кукла-оберег из ткани.
3 Работа с тканью и нитками Снеговик из помпонов
4 Работа с пластилином Рисуем жгутиками из пластилина
февраль
1 Работа с бумагой и картоном Открытка к 23 Февраля
2 Работа с нитками и тканью Аппликация из нарезанных ниток «Фейерверк»
3 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе «Танк» из спичечных коробков
4 Работа с пластилином Пластилинография «Лебеди»
Март
1 Работа с бумагой и картоном Открытка к 8 Марта
2 Работа с тканью и нитками Изонить
3 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»
4 Работа с пластилином Лепка из солёного теста
апрель
1 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»
2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Голубь»
3 Работа с тканью и нитками Изонить
4 Работа с пластилином Раскрашивание готовых работ
май
1 Работа с бумагой и картоном Оригами «Грибочки в лукошке» (коллективная работа)
2 Работа с тканью и нитками Изонить
3 Работа с пластилином Лепка по замыслу
4 Итоговое занятие Подведение итогов работы за учебный год
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала».
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография -Детский дизайн».
3. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду».
4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование».
5. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».
6. Петрова И. М. «Волшебные полоски».
7. Петрова И. М. «Кукольная оранжерея»
8. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».
9. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки».
10. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников».