Марина Мануйкина
Программа кружка по краеведению в старшей группе «Северный колорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Публикация «Программа кружка по краеведению в старшей группе „Северный колорит“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность её становления зависит от того, насколько ограничено будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту и считаем, что, способствуя формирования личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимаем определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость разработки авторского плана работы «Северный колорит», в которой сделана попытка систематизировать работу по данному направлению и направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, сотрудниками и родителями.
Всего в течении года пройдет 30 занятий по 30 минут. Занятия распределены поблочно на два месяца - 7-8 занятий. К этим же занятиям будут проведены добавочно 3- 4 практических занятия.
Предполагаемый результат: расширить знания детей о родном крае, истории развития города, округа, привить бережное отношение к природе и животным.
Актуальность:
Совершенствование воспитательно-образовательной работы детского сада (за счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и средств краеведческой деятельности, основанная на развитии сотрудничества ребенка со взрослым, нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ патриотизма.
Новизна.
Работа по краеведению заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Региональный компонент содержания и объем воспитательно-образовательной работы по формированию у детей представлений о родном крае могут и должны обогащаться за счет материалов и информации о природно-климатических, исторических, географических и социально-демографических особенностях, характерных и типичных для нашего региона, к тому же доступных непосредственному восприятию детьми дошкольного возраста.
Цель:
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Задачи:
1. Формировать интерес к истории родного края, его культуре и природе.
2. Расширить представления о людях населяющих район Крайнего Севера (профессии, многонациональность и т. д.)
3. Развивать проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории, экологии.
4. Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРИОД
Тема
Задания
Октябрь Ноябрь
«Любимый город – Лабытнанги»
1. Истоки города 1. Беседа о Лабытнангах
2. Чтение были «Сказ о семи лиственницах», обсуждение;
3. Д/и «Города»
2. Улицы города
1. Рассматривание фото с улицами города;
2. Самые длинные и короткая улицы города
3. Д/и «Повтори и запомни»
4. Д/з «Проговорить дома с родителями домашний адрес»
3. Мой адрес
1. Назови улицы города
2. Мой дом. адрес.
3. По каким улицам города идем или едем в д/с?
Д/з «Нарисовать путь от дома до д/с»
4. Символика города
1. Рассматривание Гербов: города и России;
2. Составление герба Лабытнаног (из готовых деталей);
3. Чтение песни о Лабытнангах с последующим заучиванием
5. Достопримечательности города
1. Администрация: мэр города их функции;
2. Дом культуры;
3. Семь лиственниц.
4. Деревня (фото)
5. Площадь победы
6. Д/ з Спросить родителей: люди каких национальностей живут в городе.
6. Многонациональные Лабытнанги
1. Закрепить национальности населяющие город.
2. Кукла в зырянской одежде – рассматривание.
3. Костюм детский национальности – коми.
7. Культура и спорт Лабытнанги
1. Знакомство с культурными центрами ДШИ, ДК, Спортивная школа, ЦТТ, ЦДТ
Январь Декабрь
«На Ямале мы живем»
8. Ямал – часть России
1. Работа с картой мира и Ямала
2. Заучивание стихотворения
3. Повторение названий городов и поселков
9. Окружной центр – Салехард
1. Рассматривание открыток, фотографий с панорамой города.
2. Салехард – «город на мысу»
10. Города Ямала
1. Повторить названия городов
2. Чтение стихотворений
11. Достопримечательности города Салехарда
1. Салехард – город на полярном круге (памятник).
2. Обдорский острог
3. Мамонт
4. Музей Шемановского
12. Реки Ямала Знакомство с реками Ямала Обь, Полуй, Вылпосл, Шайтанка, Ханмей
13. Символика города
1. Герб и флаг Ямала
2. Гимн Ямала, чтение, беседа
14. Многонациональный Ямал 1. Коренные народы Ямала
2. Чтение литературы о каждой национальности
3. Рассматривание фотографий с национальной одеждой.
4. Промысел коренных народов
15. Музей под открытым небом
1. п. Горнокнязевск – беседа
2. Рассматривание фотографий
3. Рисунки национальных узоров
Февраль Март
Наша природа
Животные севера
16. Осенью
1. Рассматривание фотографий, беседа;
2. Приметы осени на севере
17. Зимой
1. Рассматривание фотографий, беседа;
2. Приметы зимы на севере
18. Весной
1. Рассматривание фотографий, беседа;
2. Приметы весны на севере
19. Летом
1. Рассматривание фотографий, беседа;
2. Приметы лета на севере
20. Деревья, кустарники
1. Закреплять названия деревьев, кустарников.
2. Рисование
3. Работа с гербарием
21. Цветы
1. Название цветов, растущих на севере.
2. Лечебные свойства цветов и трав
3. Бережное отношение к растениям
22. Грибы
1. Названия некоторых грибов
2. Съедобные, несъедобные
3. Заучивание стихотворений
23. Ягоды
1. Рассматривание фотографий с ягодами
2. Полезные свойства ягод
3. Заучивание стихотворений
Апрель Май
Животные севера
24. Домашние животные
1. Закрепление знаний животных живущих на севере
2. Польза и опасности от животных
3. Рисунки, лепка
4. Чтение литературы
25. Дикие животные
1. Закрепление знаний о животных
2. Польза и опасности от животных
3. Рисунки, лепка
4. Чтение литературы
26. Птицы 1. Знания о птицах
2. Рассматривание чучела куропатки
3. Рисование
4. Чтение литературы
27. Перелетные птицы
1. Знания о птицах
2. Рассматривание чучела вороны
3. Рисование
4. Чтение литературы
28. Насекомые
1. Знания о насекомых
2. Д/и «Летают- не летают»
3. Рассматривание иллюстраций
29-30. Повторение изученного материала за год
1. Беседы по фотографиям
2. Повторение песен, стихов
3. Д/и по желанию детей
31. Диагностика Результаты работы за год