Иванова Галина
Программа кружка «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Здоровье»
1. Пояснительная записка
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Публикация «Программа кружка „Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если с самого раннего возраста ученик научится ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
2. Цель и задачи курса
Цель:
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3. Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
4. Место клубных занятий в учебном плане
Работа клуба начинается с дошкольного возраста и рассчитана на весь курс начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
5. Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные работы, практическая работа, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Технологии, методики:
• моделирующая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии.
6.. Ценностные ориентиры содержания
Ценностные ориентиры содержания:
-здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое и социально-нравственное;
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
7. Формирование УУД
Личностные:
-замечать недостаток своих знаний и умений;
-самостоятельно формулировать учебную задачу;
-анализировать результаты учебной деятельности;
-стремиться к совершенствованию учебных действий;
-проявлять познавательный интерес.
Регулятивные:
-определять теоретическую учебную задачу в совместно распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях;
-определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания;
-самостоятельно разрабатывать критерии оценки, выполняя проверку и оценку своей и чужой работы по критериям.
Познавательные:
-выделять и формулировать познавательную цель в совместно распределенной деятельности;
-искать и выделять необходимую информацию;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации и классификации объектов;
-строить логическую цепочку рассуждения, анализировать истинность рассуждения, строить доказательство;
Коммуникативные:
-планировать способы совместной работы;
- договариваться, находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах;
-сохранять доброжелательное отношение в ситуации конфликта;
-высказывать, доказывать и аргументировать свое мнение;
-принимать и понимать позицию другого человека;
-задавать неподсказывающие вопросы.
Программное содержание
Класс Содержание
Дошкольное образование
Уроки Айболита Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Наши лучшие друзья. Забота о глазах. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина. Режим дня. Основные способы закаливания. Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство. Привычки. Питание – необходимое условие жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
- распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и - осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- правильно строить режим дня и выполнять его.
- участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
- правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья;
- применять приемы и методы психической релаксации;
- применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека;
- применять общепринятые правила коммуникации;
- взаимодействовать экологически с окружающей средой; понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Правильное питание – основа здоровья
№ п/п Дата Тема занятия Требования к уровню подготовки
План Факт
1 11.09 Если хочешь быть здоров Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
2 25.09 Самые полезные продукты Умение детей выбирать самые полезные продукты.
3 16.10 Как правильно есть
Представление об основных принципах гигиены питания.
4 30.10 Удивительные превращения пирожка Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
5 13.11 Как утолить жажду Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
6 04.12 Что надо есть, если хочешь стать сильнее Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
7 18.12 Где найти витамины весной Знание значения витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
8 08.01 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты Знание разнообразия фруктов, ягод, овощей, их значения для организма.
9 22.01 Из чего состоит наша пища Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
10 05.02 Что нужно есть в разное время года Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знание блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых традиций питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа.
11 26.02 Как правильно питаться, если занимаешься спортом Представление о зависимости рациона питания от физической активности; умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.
12 12.03 Где и как готовят пищу Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомство с основными признаками несвежего продукта.
13 02.04 Как правильно накрыть стол Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
14 16.04 Молоко и молочные продукты Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.
15 30.04 Блюда из зерна Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование уважения к культуре собственного народа и других народов.
16 14.05 Какую пищу можно найти в лесу Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.
17 28.05 Как правильно вести себя за столом Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
Содержание программы
Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше молочные блюда (сырники, вареники, омлет, каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы каждый день.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.
Литература:
1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М. : Московский психолог - социальный институт, 2004,
2. Безруких М. М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
3. Безруких М. М., Филлипова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М. : ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
4. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
5. Дубягин Ю. П. Богачева О. П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления. - М. : «Пихта», 1997.
6. Дик Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
7. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. : АРКТИ, 2005.
9. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников. / Под редакцией Хрипковой А. Г. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1997.
10. Усачёв А. А. Березин А. И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
11. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
12. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ, июль 2009.
13.DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
14.DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.