Балданова Елизавета
Программа кружка «Занимательная математика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание: Программа кружка
«Занимательная математика»
Воспитатель: Балданова Е. Д
1. Актуальность.
2. Цель и задачи.
3. Основные принципы и методические приемы.
4. Результативность работы
Публикация «Программа кружка „Занимательная математика“ в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
2. Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика».
Задачи:
Количество и счет
1. Дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь выражения: больше меньше.
2. Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка».
3. Формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
4. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета : «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
5. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
6. Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
Величина
1. Совершенствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
2. Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).
3. Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
Форма
1. Развивать представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
2. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником.
3. Развивать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве
1. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
2. Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
1. Расширять представления воспитанников о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Принципы:
1. Принцип научной обоснованности и практической применимости
2. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
4. Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
5. Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детского сада.
Форма реализации: Рабочая программа реализуется в форме подгрупповой. Занятие проходит 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Возраст детей: с 4 до 5 лет
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения : задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.
Используемые пособия:, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
3. Место кружковой работы в учебном плане:
Работа кружка осуществляется во второй половине дня. Общее количество занятий в год — 64, из них 2 занятия – контрольные (педагогическая диагностика в начале и в конце учебного года).
Принципы проведения занятий:
системность,
наглядность,
цикличность построения занятий,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
поддержка демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
анализ образцов поведения сказочных героев.
ребенка в ситуации неудачи;
одобрение поведения;
анализ игровой ситуации расширение кругозора;
создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
безопасности, доверия;
Результатами работы кружка «Занимательная математика» должны стать:
1. Целенаправленное развитие мыслительных способностей детей в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх.
2. Формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
3. В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
Перспективный план работы кружка : «Занимательная математика»
Неделя Тема Цель
Сен
тябрь
1неделя 1. Педагогическая диагностика
2. «Путешествие в осенний парк» Выявить уровень математических представлений.
Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.
Игры: «Много и один», «Соотнеси предметы», «Нарисуй столько же», раскрась осенние листья: «Много и один».
2 неделя 1. «Приключения Мишутки»
2. «Сравнение множества» Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения.
Игра: «Сравни»
Совершенствовать умение группировать предметы.
Игры: «Найди и нарисуй», «Подбери столько же»,
Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании
«Выложи столько же геометрических фигур».
Закреплять умение сравнивать множества.
Работа в тетради: «Сравни» - проведи дорожки и сравни множество.
Упражнять в различении цветов и оттенков предметов. Раскрась «Радуга –дуга».
3 неделя 1. «Сравнение предметов по длине и ширине, количеству»
2. «Знакомимся с цифрами 1и 2» Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, употреблять в речи слова длиннее — короче, шире – уже; выстраивая соответствующие сериационный ряд до 5 «Выложи елочек».
Игра: Нарисуй дорожки» в порядке убывания по ширине.
Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов.
Дидактическая игра: «Сравни и дорисуй»
Развивать воображение детей.
Познакомить с цифрами 1 и 2
«Веселая гусеница»
Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа. Игра: «Найди ошибку».
Закрепить знания о геометрических фигурах Игра «Раскрась фигуры»
4 неделя 1. «Собери из частей»
2. «Мастерская форм» Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук. Игра: «Сложи квадрат, круг, треугольник».
Развивать умение из палочек выкладывать геометрические формы и различные предметы используя карточки: «Домик», «Цветок» «Телевизор», «Бабочка».
Октябрь
1 неделя 1. «Ориентировка в пространстве»
2. «Временные понятия» Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Игра: «Кто где живет?».
Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад. Игра: «Угадай где лежит?»
Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать внимание, творческое воображение. Игра: «Когда это бывает?»
2 неделя 1. «Цифра 3»
2.«Счет в пределах трех» Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой. Штриховка. Игра: «Найди правильный ответ».
Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения. Игра: «Раскрась ленточки».
3 неделя 1.«Нарисуй картинку палочками»
2. «Цифра 4» Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Развивать мыслительные операции.
Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой. Игра: «Цифры заблудились»
4 неделя 1. «Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»
2. «Время года. Сезоны» Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов «Осенние листочки»
Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Игра: «Проведи дорожки»
Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4.
Закреплять навыки конструирования.
Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько их.
Ноябрь
1 неделя 1. «Пара»
2. «Интересные слова «между», «за», «перед»» Уточнить понимание детей значения слова «пара»
Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. Задание: «Назови где стоишь?», «Найди предмет»
2 неделя 1.«Знакомство с цифрой 5»
2. «Игры с счетными палочками» Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой. Игра: «Кто где живет?»
1. Игровое упражнение «Построй лесенку» Цель: закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; развивать глазомер.
2. Развивать творческое воображение. Задание: выложи из 5 палочек 2 треугольника.
3 неделя 1. «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой»
2. «В гостях у лесных жителей» Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой. Игра: «Посчитай и подбери цифру».
Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Игра: «Самолет»
Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета.
4 неделя 1. «Сравнение по толщине, высоте»
2. «На что похоже?» Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще — тоньше, выше – ниже, выстраивая соответствующие сериационные ряды.
Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Игра: «Угадай какая фигура спряталась?»
Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу.
Декабрь
1 неделя 1. «Знакомство с цифрой 6»
2. «Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество
Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6 Работа в тетради.
Игровое упражнение: «Путешествие по лесенке» Цел: закрепить умение считать от заданного числа вверх и вниз, находить «соседей», «подниматься» или «опускаться» по «лесенке» на заданное количество шагов; учить устанавливать логические связи и закономерности;
Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником» :
Игра: «Веселая геометрия».
2 неделя 1. «Разрезанные картинки»
2. «Образование числа 7» Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу.
Познакомить детей с образованием числа 7
Дидактическая игра: «Отгадай число» Дидактические задачи: Закреплять навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. Упражнять в сравнении чисел в пределах
Закрепить представления детей о прямоугольнике.
3 неделя 1. «Цифра 7»
2. «Дни недели» Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7.
Игровое упражнение: «Сделай поровну» Цель: упражнять детей в сравнении множеств по числу входящих в них элементов
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня.
4неделя 1.«Образование числа 8.
Цифра 8»
2.«Волшебные превращения
геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)» Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8 соответствующей цифрой.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах.
Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам
Январь
2 неделя 1.«Счет до 8. Знакомство с овалом»
2. «Знакомство с понятием «сутки»» Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой.
Игра «Назови соседей» 8
Познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
Игра : «На что похожа»
Познакомить с понятием сутки Игра «Дружная неделька».
3 неделя 1.«Слева, справа»
2. «Рисование фигур по точкам» Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине»,
формировать представление о положении предмета справа и слева от себя.
Дидактическая игра: «Угадай, где находиться?»
Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Дидактическая игра: «Поиск девятого»
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Дидактическая игра: «Нарисуй по точкам»
4 неделя 1.«Образование числа 9.
Цифра 9»
2. «Закрепление умения считать до 9» Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Дидактическая игра: «Соотнеси количество к предметам»
Продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур.
Закрепить умение считать до 9; учить «Веселая лесенка»
Называть числительные.
Февраль
1 неделя 1.«Число 10»
.
2. «Близко – далеко. Учить детей считать в пределах 10. Обозначать число соответствующей цифрой.
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
2 неделя 1.«Что такое «порядок»?»
2.«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10» Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. Игровое упражнение «Найди свое место»
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
3 неделя 1.«Позовем белку в гости»
2.«Цифры заблудились» Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета цифрами. «Игровое упражнение «Логический поезд».
Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями.
Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память.
4 неделя 1. «Лесенка»
2.«Приключения Зайки» Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.
Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения.
Март
1 неделя 1.«Знакомство с понятием «симметрия»»
2.«Закрепление знаний о симметричных фигурах» Познакомить детей с понятием симметрия.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Дидактическая игра: «Найди и раскрась такую же геометрическую фигуру»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Дидактическая игра: «"Соберем бусы"»
Закреплять знания о симметричных фигурах. Совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур. Игровое упражнение «Необычные фигуры».
2 неделя 1.«Какие бывают линейки»
2.«Рисуем по линейке» Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении
Формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
3 неделя 1. «Найди не достающую»
2. «Знакомство с фигурами – шар, куб, конус, цилиндр» Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность.
Знакомить детей с объёмными фигурами Игра «Угадай, какая фигура»
4 неделя 1.«Математическое домино
2.«Задачи на смекалку» Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Игровое упражнение «Сделай поровну».
Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
Развивать логику, находчивость, внимательность.
Апрель
1 неделя 1. Педагогическая диагностика
2. «В городе геометрических фигур» Выявить уровень знания по математике детей по ФЭМП
Закреплять знания о геометрических фигурах:
Игровое упражнение «Составь узор»
Закреплять умение закрашивать замкнутые области.
2 неделя 1. «Когда это бывает?»
2.«Путешествие по комнате» Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня. Игра «Вчера — сегодня — завтра».
Закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под
и т. д. Развивать логику, находчивость, внимательность
3 неделя 1. «Магазин игрушек»
2. «Гуси-лебеди» Упражнять в количественном и порядковом счете.
Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы.
Проверить умение детей считать до 10. Игра «Найди свой домик».
Совершенствовать умение сравнивать до пяти предметов.
Игровое упражнение «Сделай поровну».
Совершенствовать умение ориентироваться на плане помещения. Игровое упражнение «Найди игрушку»
4 неделя 1. Развлечение «Клуб знатоков»
2. Итоговое «Волшебная страна -математика» Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
?». Игра «Раньше — позже».
Систематизировать и обобщить знания, полученные за год
Методическое обеспечение:
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Издательство «Ювента», 2006 (3-е издание);
2. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт. -сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014;
3. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991;
4. Математика от трех до семи : учеб. -метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — СПб. : Детство-Пресс, 2001.