Затолокина
Программа кружка «Юный шахматист» по дополнительному образованию в детском саду (старший и подготовительный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Юный шахматист»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
1. Пояснительная записка
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Игра в шахматы способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Они сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus» («Мы все — одна семья»). Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы — часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведением всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.
Цель: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования их общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Новизна
Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год»
И. Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
применение нестандартных дидактических заданий и игр;
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
выявление стержневой игры обучения «Игры на уничтожение» : фигура против фигуры;
разработка конкретных разделов игровых положений для каждой дидактической игры;
неспешный подвод к шахматному термину «мат».
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны :
а) образовательные :
формировать устойчивый интерес к игрев шахматы;
способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,
шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведённое на партию, и т. д.);
ознакомить с правилами поведения во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами;
учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания в процессе игры;
обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
б) развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания, способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
приобщать ребёнка к самостоятельному решению логических задач;
в) воспитательные:
бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
воспитывать усидчивость, целеустремлённость, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
прививать навыки самодисциплины; способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Поставленные цели и задачи реализуются при обеспечении следующих условий:
материальное обеспечение для проведения шахматной игры;
наличие методической литературы;
использование ТСО;
наличие раздаточного материала (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.).
В ходе изучения данной программы обучающиеся осваивают предметную компетенцию, а также приобретают умения участвовать в коллективной деятельности.
Принципы работы с дошкольниками
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитательных.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип наглядности;
принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.
Программа основана на игровом методе, имеет образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей; имеет физкультурно-спортивную направленность.
Ожидаемый результат образовательной деятельности :
рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определённую прочность знаний и умение применять их на практике.
Особенности организации образовательного процесса
Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий — 30 минут.
Количество непосредственно образовательной деятельности в год : 34 занятия.
Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, ходы и взятие фигур, цель шахматной партии, игра из начального положения. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Закончив обучение, ребё нок должен знать:
правила игры в шахматы;
правила хода, взятие каждой фигуры;
шахматные термины : белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
иметь представление об истории и происхождении шахмат;
основные понятия о тактике и стратегии.
Должен уметь:
применять указанные знания на практике;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения шахматных правил;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно располагать фигуры перед игрой;
умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Методика определения уровня развития умений и навыков
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень: ребёнок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умением соотносить количество с числом. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Средний уровень: ребёнок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше».
Низкий уровень: ребёнок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятий «рокировка»,
«шах» и «мат». Полученные результаты кружковой работы «Юный шахматист» подтвердили обоснованность теоретических подходов и правильность выбранной технологии обучения с целью формирования личности ребёнка, развитие логического мышления. О результативности кружка свидетельствует живой интерес детей к познавательной деятельности, активное участие родителей, взаимодействие с социумом.
2. Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем Количество занятий
Всего
в том числе
теоретических
практических
Раздел 1. Шахматная доска 5 3 2
Тема 1.1. Первое знакомство 1 1 -
Тема 1.2. Шахматная доска 3 2 1
Тема 1.3. Начальное положение 1 - 1
Раздел 2. Шахматные фигуры 15 9 6
Тема 2.1. Ладья 2 1 1
Тема 2.2. Слон 3 2 1
Тема 2.3. Ферзь 2 1 1
Тема 2.4. Конь 3 2 1
Тема 2.5. Пешка 3 2 1
Тема 2.6. Король 2 1 1
Раздел 3. Цель шахматной игры 9 5 4
Тема 3.1. Рокировка 1 - 1
Тема 3.2. Шах 2 1 1
Тема 3.3. Мат 1 1 -
Тема 3.4. Ничья, пат 2 2 -
Тема 3.5. Мат в один ход 3 1 2
Раздел 4. Игра из начального положения 5 - 5
Тема 4.1. Тактические приёмы, закрепление правил 3 - 3
Тема 4.2. Шахматная партия 2 - 2
Всего 34 17 17
Перспективное планирование образовательной деятельности
№
Тема
Программные задачи
Методические приёмы
1
Первое
знакомство
с шахматами
Ознакомить детей с шахматным королевством; рассказать о том, что игра в шахматы — занимательная игра; заинтересовать детей через
увлекательные и достоверные факты
Рассказ об истории шахмат
2
Шахматная доска
Ознакомить с шахматной доской : её формой, белыми и чёрными полями; чередованием белых и чёрных полей на шахматной доске; закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе
Дидактическая игра
«Да, нет»
3
Шахматная доска
Продолжить знакомить детей с шахматным королевством; формировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнёрами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»
Показ, беседа
4
Шахматная доска
Упражнять детей в быстром и правильном
нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух
Показ, беседа
5
Начальное
положение
Ознакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией, связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур, правилом «Ферзь любит свой цвет»
Показ, объяснение.
Дидактические задания
и игры: «Мешочек»,
«Да и нет», «Мяч»
6
Ладья
Ознакомить с шахматной фигурой «ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами; развивать внимание
Рассказ о месте ладьи
в начальном положении.
Ход ладьи. Взятие.
Дид. задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
7
Ладья
Продолжить знакомить детей с шахматной
фигурой «ладья»; показать позиции фигуры, различные ходы; отрабатывать практические навыки игры ладьёй
Ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки»,
дидактические игры
8
Слон
Формировать представление о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении, ходом слона, взятием, разноцветными и одно цветными слонами, понятием «лёгкая и тяжёлая фигуры»
Дидактические задания:
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин»
9
Слон
Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», отработка практических навыков
Отгадывание загадки о слоне, ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки»,
дидактическое задание
«Кратчайший путь»
10
Ладья против
слона
Отрабатывать практические навыки игры ладьёй, развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику
Дидактические игры,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона)
11
Ферзь
Ознакомить с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием, ввести понятие «Ферзь —тяжёлая фигура»
Рассказ о месте ферзя в начальном положении,
ходе ферзя, взятии; дидактические задания и игры
12
Ферзь против
ладьи и слона
Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзём
Практические упражнения
13
Конь
Ознакомить с шахматной фигурой «конь», местом в начальном положении, ходами; развивать внимание, умение отстаивать свою позицию
Рассказать и показать сложность ходов коня.
Конь — лёгкая фигура;
дидактические задания:
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь»
14
Конь
Продолжать знакомить с шахматной фигурой «конь», развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать; активизировать словарь; показать позицию, в которой конь ставит «вилку»
Дидактические игры:
«Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня
против одного, один конь против двух, два коня против двух)
15
Конь против
ферзя, ладьи,
слона
Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой «конь»; показать позиции фигуры, различные ходы; развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук
«Волшебный мешочек»;
дидактические задания:
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»
16
Пешка
«Ни шагу
назад!»
Ознакомить с местом пешки в начальном положении; ознакомить с понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка, ходом пешки, взятие, взятие на проходе, превращение пешки
Рассказ о пешке.
Дидактические задания:
«Лабиринт»,
«Один в поле воин».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
17
Пешка
Продолжать знакомить детей с пешкой; научить «сражаться пешками»; поощрять стремление высказывать своё мнение
Дидактические задания:
«Перехитри часовых», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактическая игра
«Захват контрольного поля»
18
Праздник пешки
Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли
пешка фигурой, по каким линиям ходит пешка; развивать находчивость, сообразительность, речь
Соревнование
19
Король
Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает; развивать внимание, способность работать по
правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение
Рассказ о месте короля в начальном положении, ходе
короля, взятии о том, что
короля не бьют, но и под бой
его ставить нельзя;
дидактические задания:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь»
20
Король.
«Волшебный
квадрат»
Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре; развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать; активизировать словарь
Рассказ о волшебном квадрате.
Дидактические задания: «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры: «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение
подвижности»
21
Рокировка
Ознакомить с понятием «рокировка», зачем нужна рокировка, как делается рокировка; развивать творческое и логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения; развивать интеллект
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание
«Рокировка»
22
Шах
Формировать представление о позиции «шах»; развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать, активизировать словарь
Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита Дидактические задания:
«Шах или не шах»,
«Дай шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха»
23
Шах
Закрепить представления детей о позиции «шах»; развивать логическое мышление, сообразительность, быстроту реакции, умение доказывать правильность решения, опровергать неправильные, воспитывать умение выслушивать других детей
Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания:
«Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах».
Дидактическая игра
«Первый шах»
24
Шах и мат
Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» —
двойной удар)
Практические упражнения
25
Ничья
Формировать представления о положении «пат», учить выделять отличия пата от мата
Рассказ о позициях «мат»
и «пат», вариантах ничьей.
Примеры на пат.
Дидактическое задание
«Пат или не пат»
26
Мат в один ход
Формировать представления о том, что мат — цель игры; упражнять в определении шахматных ситуаций
Объяснение нового мате-
риала: мат ферзём, ладьёй,
слоном, конём, пешкой.
Дидактическое задание
«Мат или не мат»
27
Мат в один ход
Закрепить представления детей о позиции «мат»; развивать быстроту реакции; воспитывать организованность
Мат в один ход: сложные
примеры с большим числом
шахматных фигур.
Дидактическое задание
«Дай мат в один ход»
28
Объяснить детям
правила для играющих: «Тронул —
ходи», «Ход
сделан — обратно
не вернёшь»
Формировать представления об элементарных правилах; развивать мелкую моторику
Беседа, показ, практическое
упражнение
29
Провести турнир
на лучшего игрока
Закрепить понимание, почему слонов надо быстрее выводить в центр; развивать сообразительность, находчивость
Практические навыки
30
Тренировочная
шахматная партия
Игра всеми фигурами; закреплять элементарные основы шахматной игры; воспитывать морально-волевые качества ребят
Практические навыки
31
Шахматная
партия
Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта; умение играть всеми фигурами из начального положения
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами
из начального положения
32
Эстафета
Закреплять умение играть в шахматы
3. Методическое обеспечение
Раздел 1. Шахматная доска
Те м а 1. 1. Первое знакомство с шахматами
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Те м а 1. 2. Шахматная доска
Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Буквы на шахматной доске. Практическое занятие по теме «Шахматная доска», «Каждое поле имеет свой адрес».
Те м а 1. 3. Начальное положение
Расположение доски между партнёрами. Повторение линий (вертикальная, горизонтальная, диагональная, умение их различать и показывать. Правила расстановки белых (1–2 горизонталь) и чёрных (7–8 горизонталь) фигур.
Раздел 2. Шахматные фигуры
Те м а 2. 1. Ладья
Знакомство с ладьёй. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и её решение. Шахматные позиции. Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Практическое занятие по теме «Ладья».
Те м а 2. 2. Слон
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкая и тяжёлая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Дидактические задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение».
Те м а 2. 3. Ферзь
Знакомство с ферзём. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Ферзь — сильная фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Те м а 2. 4. Конь
Знакомство с конём. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Те м а 2. 5. Пешка
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки, ход, взятие, превращение. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Дидактические игры: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Практическое занятие по теме «Пешка». Мероприятие «Праздник пешки».
Те м а 2. 6. Король
Знакомство с королём. Место короля в начальном положении. Король — главная фигура, но слабая. Ход короля, взятие. Правило «Короли никогда не сближаются».
Раздел 3. Цель шахматной игры
Те м а 3. 1. Рокировка
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Те м а 3. 2. Шах
Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактические задания: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить, стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
Те м а 3. 3. Мат
Техника матования одинокого короля: две ладьи против короля, ферзь и ладья против короля, король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические задания: «Шах или мат». «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход чёрному королю.
Те м а 3. 4. Пат, ничья
Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание: «Пат или не пат».
Те м а 3. 5. Мат в один ход
Решение шахматных задач и упражнений.
Раздел 4. Игра из начального положения
Те м а 4. 1. Тактические приёмы, закрепление правил
Ценность фигур. Правила поведения во время игры «Тронул — ходи!».
Решение шахматных задач. Правила и законы дебюта.
Те м а 4. 2. Шахматная партия
Начало шахматной партии.
Практическая игра всеми фигурами из начального положения.
Мероприятие «Шахматная эстафета».
Все дидактические игры и задания (даже такие, на первый взгляд, странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Литература
1. Бретт Н. Как играть в шахматы. — М. : Слово, 1999. — С. 48.
2. Гил В. Я. Необычные шахматы. — М. : Астрель, 2002. — С. 396.
3. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М. : Просвещение, 1991.
3. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам. — М., 2011. — С. 160.
4. Мацукевич А. А. Шахматные правила. — М. : Аст, Астрель, 2007. — С. 33.
5. Нестеров Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих. — М. : РиПДЛ-Классик, 2006. — С. 256.
6. Сухин И. Г. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. — М. : Просвещение «Духовное возрождение», 2003. — С. 164.
7. Сухин И. Г. Играем и выигрываем. — М. : Просвещение «Духовное возрождение», 2003. — С. 160.