Надежда Вячеславовна Юрина
Программа кружка «В стране занимательной геометрии и логики»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение Краснозвездинская СОШ имени Г. М. Ефремова» детский сад» Шадринского района Курганской области
«В стране занимательной геометрии и логики»
Автор-составитель:
Юрина Надежда Вячеславовна –
педагог высшей категории
Село Красная Звезда 2019-2020 г.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа кружка „В стране занимательной геометрии и логики“» размещена в разделах
1.1.1. Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать развитию у ребенка интеллекта и целевых ориентиров, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Заниматься математикой с ребёнком можно и нужно в дошкольном возрасте. Математика для малышей — это не только цифры и счёт. Это ещё и основы геометрии. Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.
Геометрические сказки, как разновидность более широкого понятия «математические сказки», представляют собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование. Геометрические сказки учат ребёнка рассуждать и аргументировано обосновывать своё мнение; помогают определять причинно-следственные связи; углубляют представления о геометрических фигурах; развивают навыки решения математических задач; формируют логическое мышление.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной геометрии логики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
1.1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих дидактических игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
• Уточнить знания детей об известных геометрических фигур.
• Дать представление о многоугольнике;
• Формировать умения детей моделировать геометрические фигуры : составлять из нескольких небольших геометрических фигур квадрат, из частей круга – круг и т. д. ;
• Развивать у детей геометрическую зоркость :
• Умение анализировать и сравнивать предметы по форме;
• Умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяло – прямоугольные, поднос, блюдо – овальные, тарелка, блюдце – круглые и т. д.
• Упражнять в воссоздании сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по схеме.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу работы по программе положены следующими принципами:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
• Принцип научной обоснованности и практической применяемости;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная формы работы с дошкольниками и ведущий вид их деятельности – игра.
1.1.4. Отличительная особенность Программы
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по геометрии.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
1.1.5. Характеристики значимые для разработки программы
Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т. е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений.
Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.2.1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
На этапе завершения освоения Программы дошкольник :
• составляет (моделирует) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
• создаёт постройки по рисунку;
• сравнивает рисунок со схемой предмета;
• понимает задание и выполняет его самостоятельно;
• проводит самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.2.2. ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ)
Оценивание качества реализации программы (оценка индивидуальных результатов освоения программы воспитанниками) проводится на основе:
• собеседования с детьми;
• наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время проведения занятий.
2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.1. ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами работы с детьми, способами и направлениями поддержки детской инициативы в процессе реализации программы являются :
• рассказы и сказки;
• развивающие дидактические игры разных уровней сложности;
• игры и упражнения на развитие логического мышления;
• загадывание загадок;
• задачи на развитие логики и смекалки ( например: Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата);
• физкультминутки;
• пальчиковая гимнастика;
• инсценировка сказок про геометрические фигуры.
Методы и приёмы, используемые в работе:
• метод наглядности (видеофильмы, наглядные пособия);
• словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• игрой метод (игры дидактические, подвижные);
• практический метод (действие с предметами, инсценировка сказок);
• Частично-поисковый метод (сравнивание построенной фигуры со схемой);
• Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
• Сотрудничество;
• Мотивационный метод (убеждение, поощрение).
2.1.2. ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁ Й:
Работа с родителями включает в себя:
• Привлечение родителей к пополнению математического уголка развивающими дидактическими играми;
• Консультирование (Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 6-7лет).
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОГРАММЕ «В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ЛОГИКИ»
Месяц Тема занятий
Задачи Кол-во
часов
Октябрь 1 Удивительный мир геометрии. Сказка «Страна Геометрия». Игра «Геометрия вокруг нас» Формировать у детей представление об окружающем мире, развивать внимание, воображение, образное мышление. Воспитывать у детей интерес к геометрии. 1
2 Сказка «Город геометрических фигур». Развивающий мультфильм «Геометрические фигуры – квадрат». Д/игра «Сложи квадрат» (1-ый уровень сложности). Продолжать формировать у детей представление об окружающем мире. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1
3 «Сказка о бороне квадрате. Развивающая д/игра «Сложи квадрат» (2-ой и 3-ий уровни сложности). Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1
4 Развивающий мультфильм «Учим фигуры. Треугольник». Задания на развитие мышления. Д/игра «Сложи из треугольников фигуры» Познакомить детей с треугольником. Формировать умение составлять простые фигуры из прямоугольных треугольников, используя схемы. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1
5 Развивающий мультфильм «Геометрические фигуры – треугольник». Д/игра «Сложи из треугольников фигуры». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с треугольником. Формировать умение составлять более сложные фигуры из прямоугольных треугольников, используя схемы. Формировать у детей придумать свои фигуры животных, птиц, людей, предметов. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1
6 Мультфильм-сказка «Квадрат и треугольник». Д/игра «Сложи из треугольников и квадратов фигуры». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Формировать умение составлять фигуры из прямоугольных треугольников и квадратов, используя схемы. Развивать внимание, восприятие и пространственные представления. 1
7 Прямоугольник. Развивающий мультфильм «Прямоугольник. Учим геометрические фигуры» Развивающая д/игра «Лётчик» Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами - прямоугольником. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Лётчик». Учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
8 Развивающий мультфильм «Сказка о прямоугольнике и треугольнике». Задачи на смекалку. Развивающая д/игра «Лётчик». Задания на развитие мышления. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Лётчик». Учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
9 Параллелограмм. Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Танграм» Познакомить детей с геометрической фигурой - параллелограмм. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (1-ый уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
10 Развивающая д/игра «Танграм». Задачи на развитие логики и смекалки. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (2-ой уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
11 Развивающая д/игра «Танграм». Задачи на развитие логики. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (3-ий уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
12 Задачи на развитие логики и смекалки. Развивающая д/игра «Танграм». Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Танграм». Учить составлять фигуры, используя схемы (4-ый уровень сложности). Развивать внимание, сообразительность, пространственные представления. 1
13 Круг. «Рассказ о круге и квадрате». Развивающая д/игра «Волшебный (магический) круг». Познакомить детей с развивающей д/игрой «Волшебный (магический) круг». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
14 Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Волшебный (магический) круг». Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Волшебный (магический) круг». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
15 Овал. Развивающая д/игра «Колумбово яйцо». Задачи на развитие логики. Познакомить детей с развивающей д/игрой «Колумбово яйцо». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
16 Овал. Развивающая д/игра «Колумбово яйцо». Задачи на развитие логики и смекалки. Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Колумбово яйцо». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
17 Задачи на развитие логики. Развивающая д/игра «Листик» Познакомить детей с развивающей д/игрой «Листик». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
18 Задачи на смекалку. Развивающая д/игра «Листик» Продолжать знакомить детей с развивающей д/игрой «Листик». Продолжать учить составлять фигуры, используя схемы. Развивать восприятие и пространственные представления. 1
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы в группе создана предметно-развивающая среда:
• создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал :
• лабиринты,
• геометрические мозаики и головоломки;
• модели дней недели,
• частей суток,
• развивающие дидактические игры «Танграм», «Монгольская игра», «Лётчик», «Колумбово яйцо», «Волшебный (магический) круг», «Листик» и др. на составление плоскостных изображений предметов, схемы к этим играм,
• развивающая игра «Геометрические формы»,
• Детский сад оснащен мультимедийным оборудованием;
• Занимательные книги по математике;
• Наборы геометрических фигур;
• Развивающие мультфильмы;
• Мультимедиа.
3.2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа ориентирована на детей от 6 до 7-и лет.
Кружок «В стране занимательной геометрии и логики» работает во второй половине дня, 1 раз в 2 недели по 30 минут, всего 18 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 8-10 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия. Формы обучения: занятия математического содержания. Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные развивающие игры и упражнения с геометрическими фигурами.
Занятия проводятся при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. — М. : Омега, 1996.
• Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2003. – 312 с.
• Готов ли ваш ребенок к школе/ тесты. Москва, 2006
• Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
• Михайлова З. А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
• Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
Интернет-ресурсы
1. Занимательные задачи для дошкольника!- https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
2. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – https://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika