Татьяна Назарова
Программа кружка по продуктивной деятельности «Умелые ручки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Назарова Татьяна Петровна, воспитатель ГБОУ СОШ № 4 с/п "Детский сад "Тополек"" пгт. Безенчук, Самарская обл.
Структура программы дополнительного образования
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно-тематическое планирование.
4. Система мониторинга освоения детьми программы.
5. Используемая литература.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка по продуктивной деятельности „Умелые ручки“ в средней группе» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем,что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых : и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы : воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ
с применением источников, приведённых в списке литературы.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель программы : развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
Создавать условия для развития творческой активности детей.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Перспективно-тематическое планирование.
Сентябрь
Мониторинг
Знакомство детей с работой кружка "Умелые ручки"
Формирование мотивации к различным видам продуктивной деятельности.
Развивать сенсорные способности детей. Формировать художественный вкус.
1.«Яблочко». (Мозаичная аппликация) .
Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
2. "Созрели яблочки в саду". (Пластилинография)
Формировать умение оттягивать детали от целого куска, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
Октябрь.
1."Грибочки для белочки". (Мятая бумага).
Познакомить с приёмом смятия бумаги для получения нужной формы.
2."Осенний листочек".(Пластилинография).
Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.
3."Осенний лес".(Обрывная аппликация). Коллективная работа.
Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
4."Золотая осень".(Пластилиновая мозаика).
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
Ноябрь.
1."Веточка рябины".(Мятая бумага).
Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины.
2."Грибок". (Пластилинография).
Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 2-х разных цветов.
3."Бусы для мамы". Техника работы с мятой бумагой
Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и нанизывать их на нитку. Л. А. Садилова "Поделки из мятой бумаги "
4."Цветы для бабушки".(Бумажная пластика).
Склеивать лепестки из полосок бумаги.
Декабрь.
1. "Здравствуй, зимушка - зима". Коллективная работа. (Обрывная аппликация)
Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю, пространственное освоение листа, развитие воображения.
2. "Наш весёлый снеговик" (Мятая бумага).
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея. Воспитывать аккуратность в работе.
3. "Новогодние шары так прекрасны и важны"
Создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать самостоятельно придумать узор для своего шарика
4. "Ёлочка - красавица".(Торцевание салфетками).
Познакомить с новой техникой работы с салфетками.
Январь
1. "Зимняя сказка". Коллективная работа.
Создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль. пенопласт.
2.«Зайчик». (Аппликация из ваты) .
Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
3." Забавные зайчата".(Бумажная пластика,
Познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины.
Февраль.
1."Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика).
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге.
2. "Лисичка и волк". (Оригами).
Познакомить детей с новым видом художественного труда. Складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк.
3."Валентинки".(Торцевание салфетками).
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
4. "Подарок папе".(Бумажная пластика + шерстяные нитки)
Составлять работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
Март.
1."Мимоза для любимой мамочки". (Мятая бумага).
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
2."Вот какой у нас букет".(Пластилинография).
Соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу.
3."Красивый узор на блюдце".(Бумажная пластика).
Склеивать лепестки из полосок бумаги.
4."Свети, свети, солнышко" (Пластилинография).
Примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать тонкие жгутики - лучики.
Апрель.
1."Веточка вербы" (Мятая бумага + вата)
Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон.
2."Пасхальные яйца"
Украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.
3. "Цыплята в траве". Коллективная работа. (Мятая бумага).
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея.
4. "Золотая рыбка".(Бумажная пластика).
Развивать умение складывать бумагу гармошкой. Закреплять навык склеивания из полосок.
Май.
1."Вот что я умею!" По замыслу детей.
Самостоятельно задумывать сюжет поделки, использовать знакомые навыки и приёмы при её создании.
2 "Яблони в цвету".Коллективная работа. (Аппликация из салфеток) .
3. "Сирень"". (Торцевание салфетками).
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
4. "Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей.
(Пластилинография).
Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов.
Отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков