Надежда Калиниченко
План кружка «Очень умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок "Оч. умелые ручки"
Руководитель кружка : Калиниченко Надежда Алексеевна,
инструктор по труду.
«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы
стать художником. Но, верно и то, что
определенным потенциалом художественного
развития обладает каждый вступающий в мир
человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!»
А. С. Галанов
Кружок «Оч. умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «План кружка „Очень умелые ручки“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В процессе реализации программы «Оч. умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Основные цели программы:
развитие мелкой моторики рук детей в процессе деятельности с различными материалами;
развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
Образовательная:
• дать теоретические сведения о возможностях использования различных материалов в художественных изделиях;
• дать простейшие конструкторские навыки;
• формировать способность оценивать результаты труда;
• дать представление об основных инструментах;
• научить детей самостоятельно создавать красивые вещи, используя выразительные возможности различных материалов.
Развивающая:
• формирование способностей к экспериментированию,
• развивать самостоятельность и интерес детей к ручному труду;
• развивать ручные умения, мелкую мускулатуру рук;
• раскрывать творческие возможности каждого ребенка;
• развивать воображение, фантазию, целеустремленность, аккуратность, самоконтроль.
Воспитательная:
• воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда.
Практическая ценность программы заключается в следующем:
• Представлена работа с разнообразными материалами.
• Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.
• Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
• Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
• Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
• Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
• Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
• Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
• Самостоятельное изготовление поделки
• Анализ готовых поделок своих и товарищей.
• Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Режим работы:
Программа предусматривает наполняемость группы 10-12 человек
Возраст детей 6-7 лет
Режим работы — 2 раза в неделю
Продолжительность занятия — 30 минут
Каникулы в январе — 10 дней
Проводится 62 занятия в течение учебного года
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы используются следующие формы работы:
1. Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
2. Групповая
Методы и приемы:
1. Наглядные (использование иллюстраций, множественных образцов, показ способов действия и т. д.);
2. Словесные (рассказ, объяснение, указание т д.);
3. Практические.
Основные педагогические принципы:
• развивающего обучения;
• наглядности;
• самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями, навыками;
• доступности;
• творческой активности и самостоятельности;
• связи обучения с жизнью;
• рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
• соблюдение принципов гуманистической технологии: безопасность, приятие других, поддержка.
Для реализации программы используется дидактический материал:
• технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);
• методические средства обучения аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т. д.);
• объекты живой и неживой природы.
Материальные ресурсы:
• Инструменты (ножницы, кисти, карандаши и др.);
• различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др. ,
• шаблоны, штампы, трафареты;
• бумага (альбомная, цветная, папиросная, туалетная; салфетки, картон и т. д., разной текстуры и размера. ;
• бросовый материал;
• природный материал;
• лоскуты тканей;
• нитки, шнур, тесьма;
• различные виды клея.
Ожидаемые результаты программы:
эмоциональное восприятие работы своих товарищей;
• знание изобразительно-выразительных возможностей различных конструктивных материалов;
• создание образов в поделке с помощью средств выразительности;
• оценка того, что получилось;
• оценка выразительности форм, линий, силуэта, цветового сочетания, рациональности использования материала.
• У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения художественному труду.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д., разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Содержание Кол. часов
1 Теоретические сведения (техника безопасности) 1
2 Пластилинография 9
3 Витраж 4
4 Работа с бумагой (плетение, вырезывание, обрывание, бумагопластика) 26
5 Работа с тканью и пряжей 7
6 Работа с ватой, салфетками 11
7 Коллаж 9
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 Теоретические сведения: знакомство с чудо помощниками (ножницами, клеем, кисточками). Условия безопасной работы. 1
2 Пластилинография
• «Портрет гриба»
• «Дары Осени»
• «Дома у дороги»
• «Теремок»
• «Белоснежные
стволы»
• «Снежные лебеди»
• «Зимние домики»
• «Мишка в берлоге»
• «Жар-птица»
3 Витраж:
• «Золотые купола»
• «Корзина с ягодами»
• «Шарики»
• «Фонарики»
4 Работа с бумагой
• «Фрукты»
• «Рыбка»
• «Море»
• «Кораблик»
(бумажная пластика)
• «Лесной домик»
(бумажная пластика)
• «Тени в лесу»
• «Танец елок»
(квиллинг)
• «Метель»
(бумажная пластика)
• «Пейзаж»
• «Разноцветное небо»
• «Снегири»
• «Клоун» (бумажная пластика)
• «Портрет героя»
• «Отважные солдатики»
• «Вертолет»
• «Ледоход» (мозаика)
• «Дружные ребята»
• «Карусель»
• «В космосе»
• «Бабочка»
• «Цвет леса»
• «Солнышко»
• «В лесу»
• «Петушок»
• «Жираф»
• «Паутина»
5 Работа с ватой, салфетками
• «Шапка Деда Мороза»
• «Сказочный лес»
• «Натюрморт»
• «На горке»
• «Сердечко»
• «Сирень»
• «Цветы» (декупаж)
• «Красивые цветы»
• «Мимоза»
• «Облака-овечки»
• «Одуванчики»
6 Работа с тканью и пряжей
«Снегурочка»
«Зебра»
«Слоненок»
• «Снежные зверюшки»
• «Мороженое»
• «Мышки –малышки»
• «Котята»
7 Коллаж
• «Хрустальное дерево»
• «Березки»
• «Нарядная елка»
• «Шляпки для феи»
• «Новогодний натюрморт»
• «Рыбы в пруду»
• «Подводное царство»
• «Добрая мама»
• «Верба»
Ожидаемый результат: познакомятся с различными материалами и их свойствами, научатся некоторым приемам преобразования материалов, видеть необычное в обычных предметах, разовьют мелкую моторику рук, разовьют познавательные, конструктивные, творческие способности, интерес к результату и качеству поделки.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
“Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. В. А. Сухомлинский