Наталья Валериевна Березина
Программа художественно-творческого кружка «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОГО КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(вторая младшая группа)
Воспитатели:
Березина Н. В.
2014-2015г. г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Новизна
4. Цель, задачи
5. Ожидаемые результаты
6. Ресурсное обеспечение
6. Характерные особенности изобразительных возможностей у детей младшего дошкольного возраста
7. Перспективное планирование
8. Список детей участвующих в художественно — творческом кружке
«Умелые ручки»
Публикация «Программа художественно-творческого кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти бесконечность,
И небо в чашечке цветка.
Уильям Блэйк
Пояснительная записка
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет художественное творчество.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже много чувствуют, воспринимают – они замечают красоту окружающего мира, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Малыши – самые серьезные и благодарные ученики. Они с удовольствием трудятся, осваивая различные материалы. Следует учитывать, что они еще не в состоянии выполнить всю работу целиком и потому нуждаются в поддержке взрослого.
Дети чувствуют себя более уверенно, когда рядом с ними увлеченный, заинтересованный, доброжелательный и умелый помощник, друг и наставник. Взрослый давая свободу действиям ребенка, не навязывает ему мертвых схем, но опираясь на живые впечатления и яркие выразительные образы, деликатно, в игровой форме, руководит творческим процессом. Такое полноценное творческое общение ребенка и взрослого, т. е. сотворчество, дает огромную радость и является наиболее результативной формой сотрудничества.
АКТУАЛЬНОСТЬ: На кружковых занятиях, мы предлагаем творческие задания, которые помогут раскрыть у ребенка свой особый изобразительный язык – язык сказочного мировидения, с характерной для него наивностью, живой непосредственностью, стремлением к декоративности и преувеличению. Очень важно, помогая ребенку в овладении различными приемами и способами изображения, сохранять этот язык в его истинно индивидуальном звучании, а также всячески поддерживать у ребенка чувство радости от процесса художественно – творческой деятельности.
НОВИЗНА: Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Используя возможности методической сказки, сочиненной для конкретной ситуации, взрослые помогают ребенку другими глазами посмотреть на привычные предметы, художественные материалы, увидеть в них своих добрых друзей, заботливых помощников. Образный ход помогает, с одной стороны, раскрепостить движения руки ребенка, сделать их свободными, пластичными, а с другой – создает возможность для освоения всей поверхности листа. Любой предмет, попадающий в поле зрения ребенка, должен обыгрываться. И тогда он обретает для него новое звучание, становясь личностно значимым.
ЦЕЛЬ:
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
• Заинтересовать детей процессом рисования, лепки, создания выразительных форм в технике бумажной пластики.
• Познакомить с выразительными возможностями, свойствами художественных материалов
• Формировать умения работать с различными художественными материалами.
• Формировать технические навыки и умения.
Характерными особенностями кружковых занятий являются :
1. Направленность занятий на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
2. Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
3. Все занятия комплексные, интегрированные; проводятся в игровой форме.
Ожидаемые результаты
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах художественной деятельности.
1. Дошкольники с удовольствием, увлеченно входят в изображаемую ситуацию.
2. Дети проявляют творчество в выразительном изображении различной тематики и характера.
3. С удовольствием выполняют творческие задания.
4. Дети овладели различными художественными материалами, способами работы с ними.
5. Дети согласовывают свои усилия и действия, передают образ предмета, явления окружающего мира.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2014-2015г. г.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Художественные материалы : акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые и масляные мелки, палитра, бумага разного цвета и формата, кисти разного диаметра, пластилин, клей, трафареты, шаблоны, печати, ножницы, мольберты.
Учебно – методическое: дидактические игры, произведения художественной литературы, репродукции картин известных художников, специальная литература, раскраски, прописи, тематические картинки, сценарии праздников, конспекты занятий.
Информационное : печатная информация, энциклопедии, диски, просмотр познавательных телепередач, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
Связь с другими образовательными областями
Область «Познавательно-речевое развитие»
Работа с художественными материалами развивает мелкую моторику рук и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т. е развивает речь. На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветового восприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С первых же занятий у детей воспитывают интерес к изобразительной деятельности. В начале года они еще не проявляют интерес к результату деятельности, так как поглощены самим процессом, и качество полученных рисунков их не волнует. Только рассматривание всех выполненных на занятии рисунков поможет привлечь их внимание к результату. На общегрупповых занятиях у детей воспитывают умения слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.
Изображение предметов и явлений в рисунке требует определенного развития движения руки, координации движений, зрительного контроля. Для создания изображения необходимо развивать наблюдательность, способность останавливать внимание на предметах, явлениях, умение рассматривать иллюстрации. Педагог учит детей замечать некоторые особенности, присущие тому или иному предмету. Так постепенно у детей образуются зрительные представления.
Процесс изображения ребенок сопровождает рассказом, дополняя тем самым то, чего он еще не может передать в рисунке, лепке. Подобный рассказ следует поощрять, а в ряде случаев сознательно вызывать.
Чтобы дети могли освоить изображения предмета, они должны быть самостоятельны, активны. Учитывая их индивидуальные особенности, воспитатель оказывает необходимую помощь: кому показом действий, кому словесным напоминанием, представляет возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки и умения.
ЛИТЕРАТУРА
• Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Младшая группа: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошк. Учреждений. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003- 144с. : ил.
• Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
• Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие – М. : Педагогическое общество Росси, 2005. 176с., ил.
• Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65
• Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд : тематическое планирование занятий /авт. – сост. В. Ю. Дьяченко и др. - Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.
• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. Худож. А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 96с.
• Горяева Н. А. Маленький художник; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011. 96с. : ил.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
тема задачи занятия
«Осень водит сочной кистью» Учить создавать осенний натюрморт. Познакомить с разнообразием осенних натюрмортов. 2
«Золотые одежды осени» Учить создавать осенний пейзаж. 2
Октябрь
тема задачи занятия
«Птица Света» Учить дорисовывать детали к готовым фигуркам. Предложить дорисовать нарядный хвост и хохолок 2
«Озорные рыбки» Учить подбирать бумагу по цвету, которая бы передавала характер рыбки 2
Ноябрь
тема задачи занятия
«У зимы в лесу изба на все стороны резьба», Учить различным приемам и способам лепки, на основе которых дети будут создавать выразительные образы – формы. 2
«Волшебный зимний лес» Учить различным приемам и способам лепки, на основе которых дети будут создавать выразительные образы – формы. 2
Декабрь
тема задачи занятия
«Танец снежинок в зимнем лесу» Учить создавать коллективную композицию, располагая зимний пейзаж на всей плоскости листа 2
«Снежные цветы» Учить выстраивать из вырезанных фигурок на цветном листе бумаги композицию в виде букета. 2
Январь
тема задачи занятия
«Играем с цветными фигурками»
«Цветные дорожки» «Веселые шарики» Развивать у ребенка двигательной ориентировки в пространстве листа. 2
«Веселый паровозик» Учить составлять коллективную композицию. Развивать у ребенка двигательной ориентировки в пространстве листа. 2
Февраль
тема задачи занятия
«Вкусные прянички для бабушки и мамы», Учить создавать выразительные объемы и рельефы, осваивая элементарные приемы и способы лепки 2
«Чудо дерево» Учить украшать лепные пластины различными зернами: рис, бобы, горох и др., вдавливая их в пластилин 2
Март
тема задачи занятия
«Маленькие птички, воробушки, синички» Учить создавать выразительные объемы и рельефы, осваивая элементарные приемы и способы лепки 2
«Самая красивая птица» Учить детей делать оттиск ладошкой. Украшать птицу цветными пятнами путем примакивания пальчиков. 2